Франция достопримечательности, интересные места отдыха
отдыха за 1 минуту
Название: Франция
Государственный язык: Французский
Население: 65 447 374/62 793 432 чел.
Национальная валюта: Евро
Валюта продажи туров: EUR
Продолжительность перелета из Москвы (в часах): 4




Самый северный участок суши острова Корсика - это Кап Корс, 40 километровый полуостров разделен посередине горной цепью. Великолепные церкви и укрепленные башни, как например, в Рольяно, сразу выдают своих создателей. В период средневековья этот скромный участок суши принадлежал генуэзцам.
В море плавно спускается кусок суши, поросших характерным для этих мест кустарником - маккией. Баркаджо - это поселок, расположенный в самой северной части острова. Сонная рыбацкая деревушка с пустынными пляжами. Недалеко от порта, измученный жаждой путник найдет единственный в округе бар. За стаканчиком вина можно полюбоваться прекрасной панорамой побережья, с виднеющимся островом Джералья.
В историю Сен - Флорана попали генуэзцы, в XV веке они построили крепость, массивные стены которой окружали порт и старый город. До XVIII века Сен -Флоран оставался резиденцией губернатора и епископа. Благодаря своему месторасположению он несколько раз становился ареной кровавых конфликтов между генуэзцами, корсиканцами и французами. Сегодня былые противоречия забыты, всех объединяет корсиканское вино и французская кухня.
Там, где сегодня стоят палатки с сувенирами, бутики, кафе и рестораны раньше были постройки небольшого порта Кардо. 1353 году губернатор Генуи Леонелло Ламилини велел построить в бухте крепость, в которую затем перенес свою резиденцию. Оборонительная башня - по - итальянски «бастилия», на легурийском диалекте «бастия» поделилась названием с новой столицей. Район, который окружал старый порт и назывался Терра Векия, быстро стал для генуэзцев одним из важнейших торговых плацдармов на острове. Чтобы никто не мешал вести дела, они построили крепость, а большую часть города окружили стенами.
Гуляя по узким улочкам района Терра Нова мы приходим к собору Пресвятой Девы Марии. За скромным фасадом скрывается величественная трехнефная церковь с прекрасными барочными произведениями сакрального искусства. Среди них множество фигур и картин с изображениями Богородицы. Самый известный образ Девы Марии - Вознесение Богородицы на небо относится к XVIII веку. Его выковал в серебре сиенский художник Гаэтано Макки. Каждый год 15 сентября изваяние выносят на торжественную процессию, которая проходит по улочкам Терра Новы.
Совсем иные сокровища готовит нам яркое южное солнце. Речь идет о вине - важнейшем сельскохозяйственном продукте Корсики. Островитяне делают упор не на количество, а на качество. Геологическое и климатическое разнообразие способствует тому, что на относительно небольшой территории выращивают 9 сортов винограда.
Алерия была основана в VI веке до нашей эры поселенцами из греческой Факеи, располагавшейся в Малой Азии. Изначально город звался Алалия и был чем-то вроде торговой фактории. Со временем он вырос и превратился в важный транзитный центр западной части Средиземного моря. Из Алерии экспортировали древесину для кораблестроения, а также медь и железную руду. В 535 году до н.э. город захватили карфагеняне, а спустя четверть тысячелетия римляне. Алерия стала столицей римской провинции Корсика. В период своего расцвета она насчитывала более 20 тысяч жителей.
С 1755 по 1769 год город был столицей первого и единственного независимого корсиканского государства и местом расположения национального университета. Главой эфемерного государства был лидер восстания Паскуале Паоли. После падения республики, которая первой в мире провозгласила принятие Конституции, учебное заведение было закрыто на 200 лет. Лишь в 1981 году его открыли вновь. Из 300 тысяч жителей Корте 2/3 являются студентами.
Генерал Франсуа Гаффари это еще один национальный герой Корсики. Он родился в Корте и в 1744 году возглавил восстание против генуэзцев, которых в итоге изгнали из города. Фигура знаменитого воина отлита из бронзы. Постамент был установлен напротив его родного дома, на стенах которого и сегодня были видны следы от пуль генуэзских карабинов.
В Каржесе доминируют две церкви - латинская и греческая. В греческой православной церкви неф и алтарь отделены друг от друга деревянным иконостасом. В 1852 году община из 200 человек начала строительство церкви в византийском стиле. На протяжении 20 лет каждое воскресенье после литургии возобновлялись работы на строительной площадке.
В узких переулках так называемого Верхнего города и в крепости пейзаж выглядит скорее деревенским. На площади Плясдарм, на которой некогда проводились военные учения, возвышается церковь святого Иоанна Крестителя. Ее построили в XIII веке бенедектинцы, а в XVI веке она была серьезно повреждена пороховым взрывом, который произошел в расположенном по соседству арсенале. Свою современную форму церковь приобрела после капитального ремонта, сделанного в 1570 году. Сверкающий белизной интерьер спроектирован в форме греческого креста. В храме хранятся исторические сокровища - деревянный амвон и алтарный триптих конца XV века. Крепость была построена генуэзскими мастерами в XV веке, благодаря своим массивным стенам она выдержала не одну осаду. Здесь, где когда-то начинали штурм корабли британского флота сегодня пришвартовываются огромные круизные лайнеры, которые свозят на остров тысячи туристов со всего света.
Как и парк Корс, залив в котором находится Порто, является охраняемой природной территорией. Северная часть этого региона входит в состав заповедника Скандола, созданного в 1975 году. Спустя 8 лет он оказался в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Творчество сил природы заметно повсюду, взгляд постоянно натыкается на причудливые скалы, каменные мостики, башни, гроты и утесы, напоминающие фьорды. Полуостров Скандола сложен из порфира и гранита, его неровные крутые утесы созданы ветром и водой. Когда море спокойно на лодке можно приблизиться к скалистым стенам почти на расстояние вытянутой руки. Через узкие расщелины в скалах виднеется солнечное небо. Еще одна чудесная игра света и красок, источник нескончаемого вдохновения для художников и поэтов. Прибрежные скалы почти отвесно уходят в море, ярко - голубая вода контрастирует с красными скалами. Утесы недоступны ни со стороны моря, ни со стороны суши. Они вырастают прямо со дна моря. «Горы из моря», так зовут Корсику.
Ота является отправным пунктом для путешествия по романтичному дикому ущелью, которое высекла в скалах река Порто и ее притоки. Сразу за Отой через реку можно переправиться по старинному генуэзскому мосту. Ущелье заканчивается густым лесом, в котором помимо сосен растут каштаны, дубы и ясени. Дорога через чащу ограничена с двух сторон отвесными горными склонами. Ароматы макии и шум воды разносятся над ущельем с милым названием Спилунка. В эти романтические декорации безупречно вписывается изысканный мост, построенный генуэзцами. Путники могут охладиться в кристально - чистой воде.
Особой вид эрозии - тафони, желобки в камне. Для их появления достаточно небольшого повреждения, микродефект дает начало процессу растрескивания скалы под влиянием колебаний температуры и влажности. В зависимости от угла падения солнечных лучей овальные углубления меняют свой цвет, создавая красочную картину.
Исторической датой для Аяччо стало 15 августа 1769 года. В этот день на свет появился самый знаменитый житель города Наполеон Бонапарт. Именно ему небольшое поселение обязано своим прозвищем - «императорский город». Известный своими великими делами и силой духа сын Аяччо присутствует в городе даже спустя много лет после своей смерти. Мраморная статуя Наполеона стоит в самом центре города, венчая фонтан на центральной площади. Портреты императора размножены на тысячах футболок и почтовых открыток. Художественные изображения Наполеона собраны в Отель де Виль - городской ратуше. В салоне Наполеона можно полюбоваться на бюсты и живописные полотна, изображающие самого знаменитого корсиканца всех времен и народов.
Над входом в дом, где родился Наполеон помещена на удивление скромная мемориальная табличка. Мезон Бонапарт на протяжении 250 лет был собственностью рода Бонапартов. А современные потомки рода подарили резиденцию государству, которая организовала в нем музей в честь легендарного вождя. В родной город император вернулся лишь однажды, после триумфального похода в Египет.
Современному Аяччо есть чем гордиться и без Наполеона. Город широко известен благодаря неповторимой атмосфере, которую создают его жители - гедонисты, весельчаки и гурманы. Их образу жизни завидуют не только соотечественники, посещение любого рынка это настоящее кулинарное испытание. Корсиканский мед славился еще в древности. В последующие века получили высокую оценку и местные деликатесы из овечьего и козьего сыра. Вкус корсиканских блюд обогащают оливки и, как правило, мирт. К этому можно добавить великолепные дары моря, их богатство легко оценить, посетив ранним утром какой-нибудь из рыбных рынков. От обилия омаров, крабов, кальмаров, карпов, усачей и окуней голова идет кругом. После того, как свежий товар выложен старый порт погружается в дрему. Рыбацкие лодки теснятся у подножия крепости.
Филитоса, здесь среди гор, окружающих долину Тараво на юго-западе Корсики были обнаружены следы древней цивилизации. Могильные камни случайно открыли крестьяне, выращивающие оливы. В 50-х года XX века, через 10 лет после открытия менгиров были начаты археологические раскопки. Паладины - сторожевые башни. Такое прозвище крестьяне дали валунам, на которых, несмотря на прошедшие тысячелетия все еще можно различить черты лиц, нанесенные неизвестным скульптором. Некоторые фигуры вооружены мечами, на других различаются одеяния. Археологи обнаруживали камни один за другим, а вместе с ними остатки поселений, возраст которых 8 тысяч лет. Монолиты от двух до четырех метров возникли в эпоху мегалитической культуры от 3500 до 1000 лет до н.э. В естественных нишах горных склонов древние жители прятались от дождя и холода. Строение в центре поселка, окруженное стеной, скорее всего было местом, где проходили жертвоприношения и религиозные обряды. Для его постройки использовали несколько менгиров, расколотых на мелкие куски. Вероятно, строение можно отнести к культу реторры, которая была распространена на юге Корсики между 1600 и 800-м годами до н.э.
Гордостью археологического музея, расположенного к югу от места раскопок является тщательно отреставрированный менгир. Экспозиция дает представление о древних временах, когда возникали мегалиты и о том, как изменялась впоследствии жизнь вокруг этих каменных свидетелей истории.
Кладбище моряков - это город в городе. Искусные мавзолеи выглядят как копии средневековых городских домов. В XII веке городом завладели пираты. В 1188 году его обманом захватили генуэзцы. Бонифачо был стратегически важной точкой для европейских держав. На протяжении последующих веков крепость не раз противостояла атакам. В 1769 году она оказалась в руках Франции.
На острове Ситэ в самой колыбели города с XII века возвышается монументальный собор Парижской богоматери, выдающийся образец готической архитектуры. Инициатива строительства храма принадлежала папе Александру III. Закладывая первый камень в фундамент здания в 1163 году он мечтал о создании святыни более величественной и прекрасной, чем все христианские постройки того времени. Строительство Нотр Дам де Пари продолжалось более 180 лет. Никогда прежде во Франции не возводили столь величественного и столь архитектурно продуманного здания. Над порталами собора размещается галерея королей со статуями 28 царей Иудеи. Когда вспыхнула Великая французская революция, разъяренная толпа приняв статуи за изображения ненавистных аристократов лишила их голов. Сам собор был разграблен и находился под угрозой сноса, но в итоге было решено устроить здесь храм разума. Не исключено, что готическая святыня могла быть все-таки снесена если бы не Виктор Гюго. Его роман «Собор Парижской богоматери», опубликованный в 1831 году сделал храм символом Парижа и склонил власти города к началу реставрационных работ. Все величие собора можно ощутить лишь войдя во внутрь. Главный неф простирается на 130 метров в длину, а его высота 35 метров. Он вмещает 9 тысяч человек. Места перед алтарем принадлежали лишь когда-то аристократам, от любопытных взглядов городской бедноты их отделяла высокая каменная ограда, декорированная резьбой.
Витраж XIII века, представляющий Богоматерь и персонажей Ветхого завета пережил революцию невредимым и это настоящее чудо. Современные грешники могут излить душу в любой из исповедален, по-английски, по-немецки или по-испански. В ризнице некогда находилась церковная сокровищница, но ее опустошила бунтующая толпа. Некоторые реликвии были возвращены на свои места.
С 1370-го года здесь отмеряют время первые городские часы. Сегодня прежняя тюрьма и место казни являются частью дворца Правосудия.
Архитектурное дополнение в виде стеклянной пирамиды появилось в 80-х годах XX века по инициативе президента Франсуа Миттерана. Пирамида, поначалу насмешливо прозванная парижанами теплицей, очень быстро получила статус достопримечательности, придав музею новый блеск. Лувр ежегодно посещает более 5 миллионов человек, в выходные дни тут очень тесно, несмотря на то, что площадь экспозиции составляет 60 тысяч квадратных метров.
Десятки тысяч экспонатов делают Лувр не только известнейшим, но и крупнейшим музеем мира. В Лувре собраны выдающиеся произведения: от древних скульптур и шедевров европейской живописи до образцов декоративно - прикладного искусства. В XIX веке Наполеон III сделал Лувр своей резиденцией. После его поражение во франко - прусской войне восставшие парижане пытались поджечь дворец. Однако, один из членов парижской коммуны вовремя опорожнил бочки с нефтью, расставленные в залах музея и тем самым спас от уничтожения бесценные экспонаты. Несколько лет назад возникла идея пойти навстречу однодневным туристами поместить с одном зале сразу две жемчужины музейной коллекции - «Умирающего раба» Микеланджело и «Мону Лизу» Леонардо да Винчи. Однако, этот проект так и не был реализован, администрация музея считает, что путешествие по залам Лувра является уникальным уроком по истории искусства, а стремление увидеть только знаменитые произведения ведет к профанации.
Особое место в истории Лувра, как и в летописи всей Франции занимает Наполеон Бонапарат. Живописец Антуан Жангро вроде хроникера императорских триумфов. Еще один певец Наполеона I Жак - Луи Давид поначалу был ярым приверженцем революции. В Лувре все дороги ведут к знаменитой Джоконде. Другие полотна, висящие в этом зале, не выдерживают конкуренции с шедевром итальянского гения. Таинственная улыбка Джоконды многие столетия волнует посетителей.
В XIX веке на площади установили египетский обелиск, подаренный Луи Филиппу правителем Египта. Возраст этой 27-метровой колонны насчитывает 3200 лет, она была привезена из храма Рамзеса II в Луксоре. Транспортировка колонны во Францию продолжалась несколько лет. В день открытия обелиска на площади Согласия собралось 200 тысяч любопытных.
Прелестные фонтаны внесли легкость в строгие пропорции площади. Сегодня уже трудно скрыть, что создатели площади придерживались разных художественных взглядов.
В античном обществе изгнание считалось одним из самых жестоких наказаний, для этих людей эмиграция была надежной, а закончилась еще большим разочарованием. Пожилые жители Барбэ уже смирились со своей судьбой, но молодежь все еще бунтует. В 2005 году окраины Парижа, населенные черными эмигрантами превратились в настоящее поле брани. Некоторые дают выход своему отчаянию поджигая автомобили, другие ищут утешения в религии. У мечети в Барбе мало общего со сказочными мечетями из «Тысячи и одной ночи». Мечеть с куполом и минаретом в Париже всего одна, одна была построена после Первой мировой войны на городские деньги, как благодарность солдатам - мусульманам, сражавшимся за Францию. Сегодня сюда ходят в основном алжирцы.
До 60-х годов XX века квартал Марэ пользовался недоброй славой, считалось, что это район воров и разбойников. Но несколькими веками раньше здесь была совсем другая картина. Квартал, расположенный недалеко от Лувра притягивал богачей, которые строили здесь свои резиденции. Однако, после переезда короля в Версаль квартал опустел и пришел в упадок. Название «Марэ», которое переводится, как «Болото» снова стало выражать сущность квартала. Самое старое здание здесь, построенное еще во времена процветания Марэ отель Де санс, некогда оно было резиденцией Санских архиепископов, затем дворцом Бурбонов, а сегодня это библиотека Форни.
В золотые для Марэ времена появилась и королевская площадь, с 1799 года переименованная в площадь Вогезов. Когда-то здесь шумели рыцарские турниры, а позже площадь стала излюбленным местом для дуэлей, в котором Париж не испытывал недостатка.
В 60-х годах XX века правительство Шарля де Голя признало Марэ историческим памятником. Началась реставрация обветшалых зданий, переулкам был возвращен былой блеск. Обновленный Марэ стал местом жительства артистической богемы. В квартале открылось множество кафе, галерей и ночных клубов.
В Париже мусульмане зачастую живут по соседству с евреями. На улице Розье обе общины создали особого рода анклав. Во время обеда в воздухе запахи арабских приправ смешиваются с запахом израильского фалафеля. А утром на улицу выходят люди с головными уборами двух видов, одни надевают платки, а другие ермолки. Неплохой пример для жителей Ближнего Востока. Пицца - это кошерное блюдо, даже круассаны имеют сертификат местного раввина. У Гольденберга можно заказать деликатесы со всего мира.
Новый мост - излюбленное место встречи парижской молодежи. Бульвары над рекой оккупировали влюбленные, бегущие сюда из тесных квартир. К сожаленью атмосфера былых времен ощущается здесь все слабее. Сегодня лишь букинисты добавляют этому уголку своеобразие, но и у них все труднее найти какую-нибудь библиографическую редкость. Бульвары вокруг Сены стали важными путями сообщения. Больше всего этим недовольны напуганные шумом птицы, выставленные в клетках на продажу.
Необыкновенное здание, в котором размещается музей современного искусства появилось в 60-х годах прошлого века по инициативе президента Франции Жоржа Помпиду. В объявленном конкурсе победил смелый индустриальный проект Ричарда Роджерса и Ренцо Пиано. Строительство шло пять лет до 1977 года и стоило в нынешнем исчислении 500 миллионов евро. Постоянные и временные экспозиции музея привлекают сюда 7 миллионов посетителей ежегодно. Когда-то вход в центр Жоржа Помпиду был бесплатным, однако теперь за встречу с прекрасным нужно платить. Также как и за великолепный вид панорамы Парижа, открывающийся с верхней террасы.
В 9 часов утра открываются кофейни, чуть позже распахивают свои двери магазины. Пекари проснулись раньше всех, Париж еще зевает, а они уже готовят последнюю порцию круассанов, багетов и булочек с шоколадной начинкой. Торгуют выпечкой тут же, парижане не станут покупать остывшие булки, привезенные неизвестно откуда.
Собственная пекарня была и у Людовика XIV, расточительный правитель перенес королевскую резиденцию в бывший охотничий дом в Версале. Так, скромное владение превратилось в самую пышную резиденцию Европы. Людовик XIV автор крылатой фразы: «Государство - это я». Дворец в Версале сделал его выражение более значимым, Версаль давал чувство безопасности, которое не гарантировал, расположенный в сердце столицы Лувр. Строительство дворца началось в 1661 году, охваченный манией величия король не считался с расходами и без колебаний опустошал государственную казну. В иные годы на строительстве было занято 30 тысяч рабочих. Болотистая почва не слишком подходила для фундамента огромного дворца, однако Людовика XIV не смущали такие мелочи.
Сегодня, как и в былые времена в самом роскошном дворце Франции проходят церемонии в честь высоких гостей, таких, например, как королева Иордании Рания. Однако, современные празднества это скромные пикники в сравнении с теми, которые проходили здесь во времена Людовика XIV. Во дворце умещалось 20 тысяч человек, население небольшого городка. Шумные балы длились иногда по нескольку дней, к столам подавались только самые изысканные блюда и в огромных количествах. А по другую сторону дворцовых стен царил голод. Но «золотой век» кончался, монархия, ослабленная войнами и дорогостоящими капризами двора, стояла на пороге банкротства. Спустя менее 100 лет мещане и крестьяне потребовали от Людовика XVI созвать Генеральные штаты. Находясь в безвыходной ситуации король согласился на это, но когда народное представительство потребовало начать работу над новой Конституцией, правитель собрал вокруг Версаля 20-тысячную армию. Возможно, ему бы и удалось запугать депутатов, однако в дело вмешался парижский люд.
Вспыхнула революция навсегда изменившая облик Франции и всей Европы, но уже через 10 лет те придворные повара, которым удалось сберечь голову смогли вернуться к своей прежней профессии. Теперь уже в роли владельцев отелей и ресторанов они продолжили потчевать современников изысканными блюдами. Деликатесы из Франции до сих пор пользуются признанием во всем мире, хотя теперь, в Париже все больше поваров английского и американского происхождения. Честь французских шефов защищает Ги Савуа, ресторан которого входит в первую десятку знаменитейших ресторанов мира. Одно из коронных блюд маэстро - капуста с икрой по-итальянски. Сегодняшние потомки галлов едят не так много, но качественно и благодарить за это они должны итальянку Екатерину Медичи. Будучи женой Генриха II она привезла во Францию своих тосканских поваров и изменила вкусы французских дворян. Мастера флорентийской кухни очаровали парижскую знать трюфелями и тушеной говядиной. С тех пор эти деликатесы прочно закрепились во французской кухне. Чтобы уловить в чем магия французской кухни нужно понаблюдать, как увлеченно и тщательно французы выбирают продукты на рынках и в магазинах, это во-первых. А во-вторых, нужно сказать спасибо Наполеону III, именно он позаботился о развитии сети дорог. Благодаря этой заботе Париж всегда был обеспечен отборными и свежими продуктами питания из различных регионов Франции и Европы.
Французская парфюмерная промышленность выходит на новый уровень. Специальные ароматические букеты отвечают интересам и семейства псовых. По утверждениям создателей духи прошли дерматологический контроль и не раздражают собачье обоняние.
Когда-то это кладбище было одним из многих, но после того, как на нем перезахоронили останки Мольера и Лафонтена престиж Пер Лаше резко вырос. Могила Эдит Пиаф, она жила недалеко отсюда. Луиджи Керубини - итальянский композитор поселился в Париже за год до того, как вспыхнула революция. В столице Франции он написал свои великие творения, среди которых опера «Медея». Неподалеку находится могила Фредерика Шопена. Могилу Оскара Уальда посещают не только поклонники его таланта, но и представители сексуальных меньшинств. Для них, изгнанный из пуританской Англии писатель является подобием иконы.
Проехать по дороге вокруг Триумфальной арки для водителя не знающего Париж будет трудным заданием. Здесь нет светофоров, полос движения, каждый сам выбирает себе траекторию. Удивительно, но дорожно- транспортные происшествия здесь случаются редко.
На холме Монмартр сначала селились мелкие виноградари, позже рабочие с близлежащей каменоломни. В конце XIX века Монмартр стал районом творческой богемы. Здесь жили молодые Пикассо, Утрилло и Аполлинер. Здесь поэты, писатели и художники то страдали от голода, то закатывали пирушки. Узкие улочки Монмартра сохранили атмосферу довоенного Парижа. Ничего удивительного в том, что этот район весьма притягателен для туристов.
Туристы помогают зарабатывать на хлеб уличным художникам, покупая репродукции полотен именитых авторов. Похоже, быстрее всего образы становятся валютой на площади Тертер, расположенной в самой высокой точке Парижа. Если вы хотите заказать свой портрет одному из уличных рисовальщиков, помните, что такое удовольствие стоит здесь не меньше 40 евро. Почему так дорого, потому что зарабатывать таким способом разрешено всего 300 художникам, успешно сдавшим экзамен государственной комиссии.
В глубине дворов, буквально в нескольких шагах от заполненных туристами улиц пульсирует настоящая жизнь квартала. Здесь уличные артисты играют, пишут и рисуют не для публики, а от души, для себя. Уютные кафе и винные бары всегда были идеальным местом для встречи с друзьями. Площадь Абес представляем нам Монмартр таким, каким его увековечил на своих картинах Винсент ван Гог.
Во время строительства башни Эйфелю пришлось немало поволноваться. Во-первых, он превысил бюджет более, чем на 1 миллион франков. Во-вторых, он был вынужден работать в условиях тотальной критики. Одним из самых ярых противников стальной конструкции был писатель Ги де Мопассан, любопытно, что позже он стал завсегдатаем ресторана «Жюль Верн» на первом уровне башни. И объяснял он свое предпочтение так: «Это единственное в Париже место, откуда башню не видно». Сегодня, чтобы пообедать здесь, нужно заказывать столик за несколько недель.
Как же получилось, что сооружение, когда-то дружно ненавидимое парижанами, стало предметом их гордости. Когда эта башня проектировалась, мало кто верил, что она вообще устоит на земле. Эйфель поручился собственным состоянием за стабильность конструкции и более того, выкупил страховку на тот случай, если башня упадет. Вопреки прогнозам скептиков башня оказалась шедевром инженерного мастерства. Прекрасная панорама, открывшаяся с Эйфелевой башни, обезоружила критиков. Вскоре после открытия башня стало излюбленным местом отдыха парижан и вскоре требования ее демонтажа сошли на нет. Конструкция, задуманная лишь для того, чтобы ошеломить своей величиной быстро превратилась в символ - символ города, символ новейшего времени, символ технической революции. В конце концов, дело дошло до того, что башню объявили великим произведением искусства. Была у башни и иная слава - самое высокое сооружение Франции стало популярным среди убийц и смельчаков разной масти, гораздых до эквилибристики.
Большой проблемой для башни была ржавчина, сегодня она не угрожает символу Парижа. Примерно каждые 5 лет башню покрывают 50 тоннами специальной защитной краски. Работы по консервации ведет коллектив из 30 человек, каждое утро для разминки вся бригада вбегает по лестнице на верхний уровень башни. От туристов тяжело требовать, чтобы они поднимались по лестнице. К их услугам имеются специальные лифты, сегодня ежедневно они перевозят около 35 тысяч посетителей. Кроме лифтов постоянного обслуживания требует и система ночного освещения. Главная достопримечательность Парижа должна выглядеть безупречно в любое время дня и ночи.
Париж - мировая столица. Как-то император Карл V очень точно заметил: «Иные города являются лишь городами, а Париж это особый мир». А вот как описывал Париж великий Шопен: «Париж таков, каким ты хочешь его увидеть, в нем можно веселиться и скучать, смеяться и плакать. Ты можешь здесь делать то, что хочешь и это не вызовет удивление. Потому что тысячи людей в Париже делают то же самое, что и ты, но каждый по-своему и согласно собственным предпочтениям».
В 1487 году большой пожар уничтожил треть города, а религиозные войны и экономические кризисы разрушили его окончательно. Город никогда уже не обретет былой славы.
Шенонсо, который своим обликом обязан женщинам, французы называют Дамским замком. Одной из владелиц замка была красивая и образованная Луиза Дюпен. В середине XVIII века она принимала здесь выдающихся деятелей Просвещения – Вольтера, Монтескье, Руссо. Когда разразилась революция, мадам Дюпен обратилась за поддержкой к деревенским жителям, которые всегда относились к ней с уважением. С их помощью ей удалось сохранить замок.
После изгнания Дианы де Пуатье Екатерина Медичи взялась за генеральную перестройку замка. В то время как во Франции XVI века преобладали средневековые вкусы, Екатерина ориентировалась на образцы своей родной Италии. Это она заменила скромный мост изящной галереей и разбила регулярный сад в стиле ренессанс. В Шенонсо по сей день трудятся профессиональные садовники, которые каждый год высаживают 130 тысяч деревьев. Прогулка между цветущими клумбами радует глаз. Собственное хозяйство сделало Шенонсо независимым от поставок продовольствия. Местную кухню с чувством вспоминал гостивший тут прежде Жан-Жак Руссо: «Еда была отменная. Я растолстел там, как монах».
Смерть Генриха II означала для Дианы де Пуатье наступление трудных времен. Ведь король всегда с полуслова исполнял все ее прихоти. Диана была лишена как предоставленных ей монархом привилегий, так и подаренных им же фамильных драгоценностей. Однако Екатерина Медичи не сочла нужным бесконечно унижать соперницу. Вдова явила великодушие и подарила Диане прекрасный замок Шомон. Свой благородный поступок она объяснила так: «Вы всегда были предметом увлечения моего мужа. Проведите же в покое осень своей жизни». Диана принимает ценный подарок, но чувствует себя в Шомоне не лучшим образом. Она велит выковать над эркером свои инициалы, но бывает тут редко – ей более по душе замок Анет. В XIX веке в Шомоне гостили немецкие романтики Август Шлегель и Адальбер фон Шамиссо. Последний вспоминал о божественном виде, открывавшемся на широкую прекрасную реку. Такова была судьба Шомона. Наибольшее восхищение гостей вызывал не сам замок, а открывавшийся из него вид на окрестности.
Над городом возвышается монументальный собор Сен-Луи. Лестница ведет нас к замку. 8 апреля 1498 года сюда прибыл гонец из Амбуаза. Он привез известие о смерти Карла VIII. Трон унаследовал его дальний родственник, Людовик XII. Чтобы удержать под своей властью Бретань, он женился на вдове покойного короля, Анне Бретонской. Гербом Людовика XII был дикобраз в короне, а девизом «Кто меня коснется, тот уколется». Инициалы на Гербе принадлежат Людовику и Анне. В замке можно найти также герб Франциска I, саламандру. Внутренний двор словно страница из учебника по истории архитектуры. Позднеготическое крыло времен Людовика XII, лестничная площадка в стиле ренессанс и северная часть построены при Франциске I. И, наконец, барочное крыло от Гастона Орлеанского. Чтобы доставить удовольствие своей жене, Франциск I велел перестроить крыло замка в соответствии с новыми канонами красоты. Шедевр архитектуры – восьмиугольная лестничная площадка, напоминающая сцену. Большая зала графа Блуа. Здесь Генрих III Валуа созвал Генеральные штаты – собрание дворянства, духовенства и представителей других сословий, подобие современного парламента. В те времена короли постоянно разъезжали. Вместе с ними путешествовала любимая мебель и свита из 10000 дворян и слуг. На стене отреставрированного замка вновь появляется двухбуквенная монограмма Генриха II. В Блуа часто гостила Екатерина Медичи. Ее окружала дурная слава отравительницы. Вид этих тайников будит ужасные подозрения. Возможно, именно здесь графиня хранила флаконы со смертоносным ядом, который использовался для устранения неугодных лиц. Ее сын, король Генрих III унаследовал от матери склонность к убийству. Но, в отличие от нее, расправлялся с врагами менее утонченным образом. На совести короля Польши и Франции – убийство соперника, стремившегося занять трон, предводителя католической лиги графа де Гиза. Король заманил его в свои покои, после чего велел слугам заколоть соперника. Та же участь ожидала брата графа. Наступает время кровавых религиозных войн между католиками и гугенотами, французскими протестантами. Братоубийственная война охватывает всю Францию. В Блуа она принимает особенно ожесточенный характер. В 1577 флорентийский историк напишет: «Большой и красивый город. Поистине жаль, что он пропадает». Гражданская война почти на 30 лет погружает королевство в хаос. Гугеноты жестоко расплачиваются за несогласие с господствующей религией. 23 августа 1572 года в ночь святого Варфоломея жертвами погромов в Париже пали 3 000 гугенотов, 10 000 были убиты в других районах Франции. Тем временем папа Григорий XIII поет в Риме благодарственный гимн: «Тебя, Боже, славим!». Перед лицом угрозы Филипп дю Плесси Морне, которого язвительно называли папой гугенотов, превращает свою резиденцию – замок в Сомюре – в крепость. Несколько десятилетий поселившиеся здесь гугеноты пользуются свободой вероисповедания. Но, когда на трон восходит Людовик XIV, они утрачивают привилегии, которые получили согласно Нантскому эдикту. Тот, кто не согласен перейти в католицизм, должен покинуть страну. Массовая эмиграция образованной элиты означает для Франции культурный застой и экономический кризис. Дорога от замка ведет вниз, в старинную область Сомюр. Одноименный городок известен главным образом своими игристыми винами. На площади Сен-Пьер туристы могут подкрепиться в одном из множества маленьких ресторанчиков. Около полудня, когда закрывается старинная церковь, эти ресторанчики переживают настоящую осаду.
Свидетельством былого богатства являются великолепные фасады домов и крепостные стены старого города. Окруженные с трех сторон водой укрепления, берегли базу корсаров от покушений. Ни одной вражеской флотилии не удалось на протяжении столетий захватить гранитную цитадель. Ее сломили лишь бомбардировки II мировой войны. Две недели продолжались атаки союзников, пока немецкий гарнизон, находившийся в крепости, не признал себя побежденным. Вследствие военных действий 80%построек старого города превратилось в руины. После войны жители Сен-Мало единогласно высказались за восстановление исторического центра по сохранившимся планам XVIII века. Большую лепту в восстановление городка внесли бретонские эмигранты из Канады. Там, где во времена Сюркуфа пировали моряки, сегодня стоят элегантные кафе и рестораны под открытым небом.
В изысканном районе вилл на возвышенности Ламалуин отдыхали сливки общества и артистическая богема. Жарким днем общественная жизнь перетекала на пляж под бело-голубые тенты. Прежний шик сохранился, сменилась лишь клиентура. Высшее общество заняло новые, более модные плацдармы. На некогда знаменитом пляже Леклис отдыхают простые смертные. Об атмосферы, царившей тут столетие назад, напоминает стоящий неподалеку Гранд-Отель. Вдали виднеются силуэты яхт и огромных бретонских паромов.
История города и его главного деликатеса уходит вглубь веков. Устрицами из Канкала угощались еще легионеры Юлия Цезаря. Высоко оценив главное местное блюдо, Франциск I в XVI веке даровал поселку статус города. От канкальских устриц Наполеон не смог отказаться даже во время похода на Москву. Самые свежие и дешевые устрицы можно купить на пешеходной набережной, они уже открыты и сдобрены лимонным соком. Дегустация на портовой набережной тоже традиция. Некоторые обожают пробу устриц под открытым небом, а у некоторых она вызывает отвращение. Отведав деликатес ценители выбрасывают раковины прямо в море. В XVIII веке существовал запрет на торговлю устрицами в месяцы, в названии которых есть буква «р». Причинами запрета были трудности с хранением и прежде всего опасения истребления моллюсков.
Сегодня, несмотря на экологические тенденции, устриц собирают и продают без ограничения. Годовое производство достигает 6 тысяч тонн, что на четверть удовлетворяет спрос на этот деликатес во Франции. Разумеется, в ресторанах на набережной можно попробовать и другие превосходные дары моря.
Порт Сен-Мало - одни из четырех ворот, ведущих к средневековой части города. Самый красивый вид на старый город открывается с городских стен, с пешеходной улицы Гран-Фоссе. Жители Динана и без поощрения властей дорожат памятью о минувших временах. Средневековые постройки содержатся в идеальном состоянии. Настоящее чудо, что они сохранились вопреки многочисленным революциям и войнам, веками донимавшим Динан.
Тесно прижавшиеся друг к другу старинные дома вовсе не музейный комплекс. В них течет обычная жизнь. Символ церковной власти - Храм Христа Спасителя. Его строили и украшали многочисленными каменными орнаментами несколько веков. В церкви покоится сердце народного героя Бертрана дю Геклена. Его образ увековечен на витражах. Источник былого богатства города находился прямо у городских стен на берегу реки Ранс - это порт Динана. Крутая улочка соединяет так называемый Верхний и Нижний город. Нижний город издавна принадлежал ремесленникам и художникам. Некогда порт был местом перегрузки товаров со всего света. Сегодня вместо барж сюда причаливают экскурсионные корабли. В качестве транспортной артерии сегодня Ранс используются в основном яхтсмены-любители.
Маяк на мысе Фриэль был построен в середине XVII королевским инженером Вобаном. Спустя 120 лет на маяке был смонтирован первый в мире прожектор с параболической линзой - изобретение французского физика Огюстена Фреснеля. Мыс покрыт растительностью, меняющей окраску в зависимости от времени года. В погожие дни отсюда можно увидеть очертания Бретонских островов Шозе. У подножия 70-метрового утеса из серо-розового песчаника с грохотом разбиваются волны. На скале гнездятся тысячи водных птиц. На первом плане мощная скала Гран-Фокуньер с парящими вокруг нее чайками.
Белый песок, крики птиц, запах моря - прогулка вдоль побережья доставляет наслаждение всем органам чувств. Цвет моря интригует. Название «Изумрудный берег» полностью оправдано.
На мысах, с которых жены и матери высматривали своих родных, стоят каменные монументы, называемые Вдовьими крестами. Рассеянные по берегу кладбища полны символических пустых могил. Тех, кто должен был в них покоится, забрало море, не отдающее своей добычи. Через Паэмполь проходит условная граница, которая делит регион на Верхнюю и Нижнюю Бретань. Здесь можно услышать кельтский язык.
В V веке здесь высадилось большое войско. На кораблях были бритты, сбежавшие с родного острова от завоевателей англо-саксов. Свое убежище на континенте они назвали малой Бретанией. Появление пришельцев с севера изменило жизнь местного населения, находившегося долгие годы под пятой римлян. В Галлии стали приживаться новые обычаи, изобретения, ремесла, способы земледелия. Появились и миссионеры, проповедовавшие христианство. Некоторые из них стали неформальными лидерами, чем-то вроде народных героев. Для бретонцев они святые, достойные почитания. Даже несмотря на то, что имен этих святых не найти в архивах Ватикана.
Морской маяк Менруз напоминает шахматную ладью. Высокие пошлины угнетали в XIX веке свободную торговлю. В Бретани расцвела контрабанда. Таможенные службы проложили вдоль побережья специальную патрульную дорогу. Сегодня Сентье де Дуанье прогулочный маршрут.
Поместье Кервель. Когда-то в нем жил знаменитый конструктор и инженер Гюстав Эйфель. Под вечер нынешние жильцы наслаждаются пейзажем, свежим воздухом и бокалом шампанского.
Церковь разрешала почитание отдельных бретонских святых, таких как Сен-Эрбо, покровитель животных. Единственный здешний святой, которого можно отыскать в римско-католических святцах - это свято Ив. Бретонцы никогда не упускают возможность продемонстрировать свое национальное своеобразие. К неудовольствию парижских властей, которые вплоть до 1951 года запрещали кельтский диалект.
За 18 лет до этих событий город посетила Анна Бретонская, ставшая затем королевой Франции. Дом, в котором она останавливалась на ночлег во время длительного паломничества, цел и по сей день. Старинный фасад украшают гротескные фигуры. После II мировой войны в Морле началось масштабное строительство. Город разросся и по другую сторону виадука появились широкие проспекты и жилые дома, не портившие старинной застройки.
Творческий энтузиазм и религиозный пыл подогреваемый соперничеством привели к постройке пышной кальварии в Сен-Огонэг. Местное самоуправление выделило деньги на ее строительство из доходов от продажи льна и парусины. Несколько десятков библейских фигур представлены гораздо скромнее, чем в Гимелье, но эти образы реалистичнее. Откровения, вход в Иерусалим, Тайная вечеря, Воскресение, центрально место занимает сцена распятия. Христос на кресте, который должен был умереть вместе с разбойниками, как обычный вор.
Корсары из Сен-Мало пользовались в Роскофе братским гостеприимством. Они приезжали сюда поправить здоровье, поврежденное баталиями. Заживлению ран способствовал здешний микроклимат и минеральные воды.
В юго-западной Бретани сильны старинные традиции. Во многом потому, что эта часть страны находится в стороне от основных туристических маршрутов. Здесь действуют два из трех самых крупных рыбацких портов во Франции. Хоть косяки рыб и поредели и в круглогодичном лове участвуют сегодня около 40 судов, Бретань по-прежнему остается главным поставщиком даров моря во Франции. История Атлантического рыболовства увековечена в многочисленных музеях, например, в Кон-Карно. Отличием Кон-Карно является 20-дневные рыболовные рейды.
Еще несколько лет назад такой же спектакль проходил на рее, куда выгружали ящики. Подсчет производит так называемый крие - крикун по-французски. Появление на бирже современной техники было вопросом времени. Сегодня стартовые и текущие цены высвечиваются на электронном табло, а торги ведутся с помощью пультов дистанционного управления. На ристалище стоят агенты торговых сетей и мелкие лавочники, рестораторы и представители консервных заводов. Покупатели делают беглые подсчеты и консультируются по телефону о рентабельности конкретных предложений, атмосфера совсем как на Уолл-Стрит.
По окончании торгов товар молниеносно попадает в грузовики-холодильники. Часть выгрузят в окрестных ресторанах, что-то поедет дальше, например, в Рунжи, самый крупный парижский продуктовый оптовый склад. Нераспроданный товар рыбаки и сотрудники биржи могут забрать на ужин. Небольшая партия рыбы поступает в местные детские дома. Примерно через час в порту Гильвенек вновь наступает тишина, типичная для провинциального городка.
Покой улетучивается с началом вечерних гуляний, пришла пора трех бретонских развлечений - крепкого сидра, блинчиков и традиционной музыки. Национальное лакомство - блинчики из белой муки чаще всего подаваемые на десерт и галеты, блины из темной муки, несладкие, часто даже солоноватые. Начинка по выбору - ветчина, сыр, яйца или все вместе. Бретонской приверженности к фольклору можно только позавидовать. У местной музыки явно британские корни, тон задают дудки, которые здесь называют бинью, слышен и габой, называемый бамбардой.
Древние мифы связаны с заливом Морбиан, по-бретонски
«маленьким морем». Эта акватория наполняется водой только во время
приливов. Если верить легендам, давным-давно в заливе жили печальные
волшебницы, заливавшие сушу своими слезами. Они оставляли на воде венки,
превратившиеся в архипелаг из 365 зеленых островков, по числу дней в
году. Там, где неустанно борются море и суша жизнь идет в ритме приливов
и отливов. За массивными городскими стенами и оборонительными башенками спрятался старый город Ванн - столица департамента Морбиан. Он не утратил былой красоты. Символом городка и любимой темой для фотографов является цветная резьба на фасаде одного из домов. Над средневековыми постройками возвышается величественный собор Сен-Пьер. Его строительство было начато в XII веке. В округлой часовне покоятся реликвии испанского монаха Венсана Ферре. Своими пламенными речами он увлекал толпы верующих. После смерти монаха его продолжали почитать в народе, а за право хранить принадлежавшие ему предметы состязались епископы и светские правители.
К сожалению, от первоначальной застройки в стиле фахверк осталось немного. В 1720-м году по вине пьяного ремесленника, огонь попал на строительные леса и перекинулся на город. Пожар бушевал 5 дней и превратил Ренн в гору пепла. Менее, чем через 2 года жители города принялись за его восстановление. Новые градостроительными планами широкими аллеями и монументальными дворцами составил парижский архитектор Жан Габриэль.
Дворец правосудия воздвигнут в середине XVII века. До революции он был резиденцией провинциальных властей. Здесь заседал совет, состоящий из представителей бретонской аристократии, собирался парламент, провозгласивший независимость от абсолютной монархии. Средства на строительство дворца были собраны за счет налогов от торговли вином и сидром. На Ратушной площади красуется неоклассическая ротонда городского театра. Напротив, возвышается колокольня Ратуши. Рядом в нише в 1911 году был установлен монумент в память о вынужденной присяге на верность Франции. 20 лет спустя бретонские сепаратисты взорвали его, с тех пор ниша пустует.
Долгие годы столица Бретани считалась скучным, провинциальным захолустьем даже среди французов. Однако, после окончания II мировой войны Ренн стал расцветать на глазах. За полвека население увеличилось вдвое, разрослись два университета, в которых сегодня обучается 60 тысяч студентов. Благодаря им Ренн помолодел. Сейчас он считается открытым миру современным городом. В отличие от Парижа здесь можно жить на скромную пенсию, не отказывая себе при этом в посещении кафе и баров, которых тут не счесть.
Современный облик Ренна особенно заметен в южных районах. Разрушенные бомбардировками полностью они были отстроены практически заново. Надо сказать, районы получились стильными и органичными рядом с памятниками старины.
Для художника это был вызов, уловить то, что казалось неуловимым - плавные переходы и игру цвета и света, размытость контуров. Моне стал одним из предвестников импрессионизма, стиля живописи, пытающегося запечатлеть неуловимые моменты. Первые произведения художника были встречены насмешками со стороны академистов, но признание было лишь делом времени. Оно настигло Моне, который его вовсе не ждал. Уединившись в своем Нормандском убежище художник был одержим творческим порывом.
В письме к другу Моне как-то написал: «Увы, меня не интересуют изображения того, что можно изобразить. Написать красоту ветра, вот это вызов». Сад в восточном стиле был любимым местом работы художника. На протяжении нескольких десятилетий он многократно живописал заросший лилиями и кувшинками пруд. Моне творил в Живерни вплоть до самой смерти, до декабря 1926 года. Усадьба импрессиониста сегодня является местом паломничества для любителей искусства. Хотя здесь выставлены лишь копии картин гения. Большинство оригиналов находится в Париже.
6 сентября 1944 года налеты английских бомбардировщиков превратили порт и город в руины. Восстановить Гавр в первозданном виде было невозможно. В 50-е годы французское правительство поручило архитектору Огюсту Перре подготовить новые градостроительные планы, в соответствии с ними и был отстроен новый город. Поскольку строительных материалов не хватало, Перре пришла мысль измельчить камни руин, рассортировать их по цветам первоначальных стройматериалов, а затем перемешать с бетоном. В итоге новые здания получили цвета прежних строений. Модернистские методы Перре пришлись по вкусу не всем, и все же уникальный образец современной архитектуры попал в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Если бы я хотел показать море тому, кто его никогда не видел, я бы привез этого человека именно сюда» - написал известный журналист Альфонс Кар, одной единственной фразой прославив бухту на всю Францию. Через 100 лет после знаменитого признания здесь невозможно найти и клочка свободного места для новой постройки. Неповторимый пейзаж притягивает в Этрета толпы туристов, на пике сезона городу приходится принимать более 30 тысяч отдыхающих.
Выныривающая из волн скала не осталась без внимания Моне. Прежде чем ее контуры были размножены на миллионах почтовых открыток, художник несколько раз увековечил ее с позиции импрессионизма. Купальный сезон начинается в Нормандии в конце июня, это начало двухмесячных школьных каникул, скоро пляжи заполняют жаждущие отдыха семей со всех концов Франции.
Меньше чем через год Арлет родила сына Вильгельма, который материализовал это видение, заняв английский трон. Вильгельм Завоеватель вскоре стал могущественнейшим правителем. Вильгельма страшил лишь божий гнев и может быть гнев папы Римского, который грозил анафемой за брак с кровной родственницей, Матильдой Фландрской. Чтобы задобрить папу, король основал в Кане два великолепных аббатства. Одной из них Аббей дес Ом он выбрал в качестве места своего погребения. В восточной части города Вильгельм основал женский монастырь Аббей де Дам. Щедрые дары смягчили разгневанного папу, он снял с короля отлучение от церкви и запоздало благословил его. Женское аббатство было выбрано местом погребения супруги короля Матильды.
Возвышающийся над городом замок в Кане был резиденцией правителя. Средневековые дома на склонах горы невдалеке от замка были полностью уничтожены в битве за город во время II мировой войны. Однако впоследствии удалось восстановить разрушенные крепостные стены и фрагменты замка легендарного правителя Нормандии.
Несмотря на то, что традиция сыроварения в этом регионе насчитывает уже более 200 лет, недавно на нее покусилась Брюссельская евробюрократия. Производителям камамбера пришлось объединить усилия и оборонять национальное достояние. Законникам не понравилось, что в процессе производства сыра температуры были ниже, чем по разработанным ими нормам. На помощь производителям пришли ценители камамбера, которых бюрократы могли лишить излюбленного лакомства своим нелепым декретом.
Сначала формы заполняют сгустком, затем подсушивают и распыляют над ними смесь благородной плесени с солью. Затем сыр попадает на две недели в сушилку, где температура поддерживается на уровне 13 градусов Цельсия. Когда образуется белая плесень, сыры заворачивают в обработанную парафином бумагу и упаковывают в деревянные коробочки.
Название Лошадиный Версаль, которое закрепилось за этим местом, было вполне оправданным. Окружающий конюшни парк был спроектирован Андре Ленором, который создал сады под Парижем.
Потомок викингов молился о победе в церкви Нотр-Дамм-Див-сюр-Мер. Именно здесь прошло последнее богослужение перед отплытием флотилии. Спустя 800 лет над порталом церкви была помещена мраморная плита с именами самых храбрых воинов.
Яркие зонты и шезлонги характерный элемент Давилльского пейзажа. Для парижских сливок общества пляж и солнце имеют второстепенное значение. Парижанам среднего достатка не приходится выбирать между казино, пристанью и гоночной трассой, они обходятся более скромными развлечениями. Благодаря хорошему транспортному сообщению до моря из столицы можно добраться за пару часов.
Пляжи с мелким песком занимают непростые парижане. Прочих отдыхающих здесь меньшинство. Модники и представители элиты возлежат на шезлонгах под разноцветными зонтами, один прокат которых покажется кому-то целым состоянием. Богачам, который скучно на пляже Давилль предлагает множество других развлечений - верховую езду, поля для гольфа ну и разумеется, азартные игры. Старый город Давилля выглядит так, словно существует испокон веков. На самом же деле его спланировал и построил с нуля в середине XIX века Шарль де Морне. Когда он увидел романтичный дикий пляж, ему пришла в голову идея создания элегантного курорта для парижского высшего общества. План был воплощен в жизнь всего за 8 лет. За это время на пустынном клочке земли выросли виллы, отели, казино и эксклюзивный торговый центр, словно с парижской Рю Сан-Оноре.
Несмотря на неослабевающую конкуренцию Трувилль сохраняет свой прежний облик. Старинные фасады домов у самого моря отличаются сдержанностью, они скромны и непретенциозны по сравнению со сверхфешенебельными виллами ДАвилля. Вдоль побережья тянутся прилавки, на которые рыбаки выкладывают свежий улов. Местные деликатесы - омары, креветки и крабы.
Онфлер возродился спустя 100 лет благодаря артистической богеме, которая нашла в городке идеальную творческую атмосферу. Самым знаменитым горожанином был художник Эжен Буден. В его мастерской гостили выдающиеся представители импрессионизма - Моне, Ренуар, Сезан. Дух искусства чувствуется здесь и по сей день. Молодые художники собираются в старинном соляном складе. После 100-летней войны каменщики и плотники были в дефиците, поэтому строительство церкви жители доверили окрестным судостроителям. Неудивительно, что конструкция крыши напоминает перевернутый корпус корабля. Колокольню построили чуть подальше из опасения, что она может навлечь молнию на деревянный храм.
Каждое лето Байё на 2 дня превращается в средневековый лагерь. Жители города и его гости, обряженные в исторические костюмы, воссоздают атмосферу давних времен. Музыка и танцы оживляют средневековые переулки. Как и 700 лет назад тесные улочки заполняют торговцы. Мимо них, вокруг готического собора движется поющая и танцующая процессия.
История вышивания и плетения кружева в Байе насчитывает тысячу лет. Эта традиция, развитие которой стимулировали королевские привилегии, чуть было не исчезла в XX веке. Лишь финансовая поддержка со стороны французского правительства помогла сохранить ремеслом и привлечь новых его последователей. Резьба по дереву также имеет в Байо многовековую традицию. Собор Нотр-Дам возводился на протяжении 40 лет, наверное, благодаря Божественному провидению он без малейшего ущерба пережил религиозные войны и Великую французскую революцию. До тех пор, пока Нормандия не попала в зависимость от французской короны, в сакральной архитектуре доминировал романский стиль. Под влиянием Франции сюда пришла готика. Христианская религия появилась в Нормандии между II и III веками н.э.
Наполеон на пьедестале пророчески указывает на крепость, которая оказала французской армии неоценимую услугу в последующие эпохи. На постаменте выбито дерзкое обещание: «Я решил придать Шербуру великолепие, которое можно встретить только в Египте».
В утреннем тумане свята гора выглядит внушительно и таинственно. Окрестные жители называют ее Ля Мон, а монастырь Ля Мервель - чудесный. К монастырю ведет узкая дорожка, эти стены помнят еще времена 100-летней войны. Из гигантской гранитной глыбы вырастают здания, построенные в нескольких архитектурных стилях. Самые старые из них - романские, стоят на вершине горы. Чтобы подняться на эту вершину по крутой лестнице надо быть в хорошей физической форме. Местные гиды говорят, что подъем дается лишь половине туристов, а остальные сдаются.
В средние века Мон-Сен-Мишель был одной из остановок на пути в Сантьго-ди-Компостелла. Хроники упоминают о молящихся и поющих паломниках, поднимающихся в религиозном рвении на гору, чтобы почтить архангела Михаила. Волнительное состояние паломников поддерживал и необычный спектакль с участием морских приливов и отливов. К сожалению после вмешательства человека это зрелище в последующие века потеряло свою выразительность. Некогда волны достигали скорости 30 км/час, сегодня они с трудом перекатываются через занесенную песком и обмелевшую бухту. Каждый прилив наносит колоссальное количество отложений, отлив забирает лишь 3% от этой массы.
Ежедневно, начиная с 9 часов утра, в сторону Мон-Сен-Мишель отправляется караван автомобилей и экскурсионных автобусов. Туристы оставляют в сувенирных магазинах огромные сумму, как когда-то паломники оставляли пожертвования в монастырских ларях. Наряду с Эйфелевой башней и Лувром, аббатство на скале принадлежит к самым важным туристическим достопримечательностям Франции. Осмотр огромного монастырского комплекса потребует нескольких часов.
Когда камни, по которым шли паломники перевернули оказалось, что снизу на них выбиты цифры и буквы. Каменотесы таким образом подписывали свои произведения. По обозначениям на камнях рассчитывалось их жалование. Аскетичная архитектура романской церкви контрастирует с яркой толпой внутри храма. Расположение монастырского комплекса отражает один из характерных аспектов средневекового мировоззрения. Священнослужители находятся выше светских правителей. Самый высокий уровень занимает монастырский двор с галереей XIII века. Расстояние между ее колоннами было подобрано по ширине шагов молящихся монахов.
Сквозь решетчатые окна проникают лучи солнца. Расположенный на среднем уровне зал, называется Рыцарским. Но служил он вовсе не средневековым воинам, а монахам, которые трудолюбиво переписывали священные тексты и хроники. Есть единственное отапливаемое помещение в монастыре. Только здесь у увлеченных монахов не коченели от холода пальцы, державшие гусиные перья.
Рано или поздно туристы теряются в здешних лабиринтах покоев и коридоров. Величественные колонны романского хранилища поддерживают массив верхних этажей - шедевр гениальных архитекторов средневековья. Кажется, что готический колонный зал устремляется к небу. Во времена Французской революции, которая на своих знаменах несла антиклирикальные лозунги, монастырь был превращен в тюрьму и оставался ею на протяжении 73 лет. Осужденных, как и провиант, втаскивали в монастырские стены с помощью специальной лебедки.
Столетиями волны Атлантики подтачивали скалу Сен-Мишель. Для многих опоздавших паломников внезапный прилив оказывался смертельной ловушкой. Сегодня в сопровождении гида поездка на скалу абсолютно безопасна. Туристы отправляются через бухту по следам прежних паломников, свидетелей драматических событий, веками происходивших на этой поразительной земле.