Италия достопримечательности, интересные места отдыха
отдыха за 1 минуту
Название: Италия
Государственный язык: итальянский
Население: более 60 млн. человек
Национальная валюта: EUR
Валюта продажи туров: EUR
Продолжительность перелета из Москвы (в часах): 3




Трастевери, самый старый район Рима. Название его происходит от латинского «трастиберим», что значит «за Тибром». Тут селятся в основном художники, скульпторы и прочий богемный люд. Здесь же держат свои мастерские реставраторы. Художники встречаются друг с другом в кабачках - «боттегах». За бокалом вина, воспаряя духом, они бесконечно обсуждают непростые вопросы искусства, если настроение не слишком серьезное, то просто болтают о том, о сем. Реставраторам не приходится жаловаться на недостаток работы, наверное, нет в Риме дома, где не нашлось бы какого-нибудь предмета старины. Опыт, талант и терпение - вот что отличает настоящего реставратора. Интересно, что этими чертами в Трастевере наделены главным образом женщины.
Римская квартира в старинном здании с барочным фасадом не обойдется из множества украшений из искусственного мрамора. Такие украшения требуют постоянного ухода и подновления. Спешка в этом деле исключена, то, что разрушалось много лет не может преобразиться за один день.
Живописно расположенные дворики для романтиков, которым не мешают детские крики и запахи еды. Здесь селятся скученно, один над другим или совсем рядом друг с другом. Такой образ жизни сохранился только в старых районах. Горожане встречаются в маленьких ресторанчиках и наслаждаются кухней Мама кока, что значит Мама повариха. Понятно, что мама всегда готовит вкусно, особенно если она так молода и привлекательна.
Тибр впадает в Тиренское море, из центра города, если не будет пробок доехать до моря можно всего за полчаса. На досуге столичные жители часто выбираются на побережье в город Остию. Гавань, где когда-то бросали якорь торговые суда и военные галеры сегодня заполнена толпами купающихся и множеством весельных лодок. Конечно, не стоит надеяться, что в получасе езды от 4-х миллионого города вода окажется кристально - чистой. Но если вы прибыли сюда издалека, как не искупаться в Тиренском море. Район этот появился в XV веке, когда часть жителей Остии, спасаясь от непрекращающихся пиратских набегов, переселилась подальше от побережья. По инициативе кардинала Де ла Ровере началось строительство церкви Санта Тусеа и возобновилось заселение побережья. Вдоль узких улочек и на площадях стали быстро вырастать дома. Помимо церкви был построен замок с оборонительными укреплениями, и жители почувствовали себя в безопасности. С башни замка следили за тем, чтобы как на море, так и в устье Тибра все было спокойно. Это был важный стратегический пункт, ведь Остия являлась портом самого Рима.
Стены, простоявшие 600 лет почти не пострадали от времени. Подключив фантазию можно восстановить и образ старой Остии, древнеримского порта, где сейчас ведутся масштабные раскопки, сравнимые с Помпейскими. Конечно, в Помпеях здания сохранились лучше, толстый слой вулканического пепла законсервировал их. Но Помпеи больше напоминают музей, в котором многое запрещено, тогда как старая Остия скорее парк, здесь можно гулять, где заблагорассудится.
К красивым фонтанам древние римляне определенно питали слабость, как впрочем, и к водным процедурам. Поэтому и строили огромные купальни вроде этих, что в знаменитых термах Каракаллы. Расположены эти термы были очень удобно, всего в нескольких шагах от бурлящего жизнью Римского форума. В средние века поэт Франческо Петрарка писал: «Рим был могущественнее, чем я думал, а еще более могущественно то, что после него осталось. Я уже не удивляюсь, что этого город поработил меня». Каждый, кто видит Римский форум чувствует нечто похожее.
Овраг между заселенными холмами горожане в VI веке до н.э. с большим трудом осушили. А на освободившемся пространстве развернули активную торговлю. Позже здесь выросли многочисленные храмы и административные здания, так торговый район превратился в политический и религиозный центр города. Римский форум был центром не только города, но и целой могущественной империи. На это огромной арене, у подножия холмов Капитолия и Палатина по сей день сохранились колонны. Некоторые из них от времени обрушились, другие же по-прежнему горделиво возносятся в небо. Постепенное усиление города и государства, политические страсти времен республики и империи, экономическая и религиозная жизнь столицы - обо всем этом хранит память древнеримский форум. Триумфальные арки прославляли победы римских полководцев и их легионов в дальних странах. Порабощение других народов приумножало блеск Рима, часть завоеванных богатств доставалась и простолюдинам. Императоры, зажиточные граждане, народные трибуны и сенаторы веками украшали столицу своей империи, возводя прекрасные здания во славу Рима и своих родов. Так появился этот грандиозный комплекс. Лишь на закате империи он утратил свое былое значение и выступал то укрепленным замком, то место проведения церковных праздников, то просто каменоломней. А в средние века главная площадь крупнейшей империи древности превратилась в коровье пастбище. Эпоха возрождения вызвала всплеск интереса к античности, однако систематические раскопки на территории римского форума начали проводиться только в XVII - XIX веках. К этому времени остатки древних сооружений были покрыты многометровым слоем гравия, камня и земли.
Базилика Юлия.
Ее строительство началось при Юлии Цезаре, а завершилось при его приемном сыне Августе. На этих самых ступенях, перед этими самыми мощными колоннами были сожжены останки Цезаря. Разгромив своих противников, Август приступил к застройке Римского форума. В сочинении «Деяния божественного Августа» император пишет: «Я построил форум Цезаря и завершил базилику между храмом Кастро и Полукса и храмом Сатурна, начатую моим отцом. Когда она сгорела, я вновь возвел ее, увеличив в плане и назвав именами своих сыновей. Я восстановил 82 храма, не пропустив ни одного, который требовал ремонта».
Оригинал статуи хранится в музее, волчица, кормящая приемных детей Ромула и Рема одна из известнейших эмблем Рима. В самом ли деле вечный город основали двое близнецов, вскормленных волчицей теперь уже не узнать. Впрочем, как говорят итальянцы: «Если это и неправда, то хорошо придумано».
Вблизи Капиталийской площади на Виа дель Форе Империали расположена маленькая церковь Сан Джузеппе де Инфолиами построена на месте подземной Мамертинской тюрьмы, в которой согласно легенде в I веке н.э. был заточен Апостол Петр.
Из окон Колизея видна Триумфальная арка Константина. Сенат постановил ее возвести в 312 году н.э., когда император разгромил своего соперника Максенция. Строительство требовалось завершить быстро, поэтому некоторые детали, в том числе статуи и рельефы были перенесены сюда с памятников, воздвигнутых в честь прежних Цезарей.
Прежде чем выпустить гладиаторов на арену их обучали в специальных школах. Существовали разные типы боев, а следовательно и различные гладиаторские специальности. Например, ретиарии сражались сеткой и трезубцем, а гапломахи с коротким мечом и щитом. Рабам арена давала шанс получить свободу. Гладиаторы - победители даже могли достичь высокого положения в обществе, не говоря уже о расположении женщин. В гапломахи брали только самых крепких мужчин.Две тысячи лет назад живым с арены уходил только один.
На фоне колонн Музея римской цивилизации, который входит в комплекс Универсального выставочного центра, в 1963 году был снял знаменитый фильм «Клеопатра» с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном в главных ролях. Дорогостоящих декораций не потребовалось. Колонны музея сами по себе живо напоминают о безумствах властителей минувших эпох.
Возможностью наслаждаться разнообразными звуками воды мы обязаны изысканной фантазии Пирро Лигорио, архитектора кардинала Д?Эсте. В фонтанах Лигорио одни струи возносятся вверх, другие падают вниз.
Площадь 3-го ноября в окружении домов с красочными фасадами напоминает о дне, когда в Риве высадилась итальянская армия. С суши Рива была защищена, впрочем, не особо надежно мощными крепостными стенами, которые окружали тесную городскую застройку. На этом маленьком рынке жители запасаются свежими овощами и фруктами, а при случае новостями и сплетнями.
Едва первые лучи солнца заявляют о наступлении весны, Лимоне заполняется туристами, едущими отовсюду и со стороны суши и со стороны озера. Цены в сувенирных магазинах молниеносно подскакивают. С круизными кораблями соседствует колоритный рыбацкий порт. Лимоне можно исследовать пешком или на велосипеде. Со временем склоны горы оказались заполненными городскими постройками. Корабли круизного флота курсируют часто и регулярно. Они определенно лучше автомобилей подходят для осмотра окрестностей вокруг озера, если только вас не раздражает скорость 30 км/час. Летом дорога у озера забита до предела, а на воде тишь да гладь.
Над Торри дель Бинако, у подножия Монте Бальдо возвышается замок Скалигьери XIV века. К стенам крепости прилегает прекрасная Лимонайя. В самом замке находится один из самых необычных музеев на озере Гарда. В его хранилищах собраны любопытные предметы, освещающие жизнь древних обитателей озерного края. В XVIII - XIX веках Торри, как и другие коммуны вокруг озера боролась с бедностью. Материальное положение жителей региона изменилось только благодаря наплыву туристов в прошлом столетии. На протяжении долгих лет главными источниками доходов местного населения были рыболовство и изготовление лодок. Некоторые части замка определенно указывают на его оборонительный характер. Крепостью он являлся с самого начала, но в 1760 году была разрушена южная стена и перестроено несколько башен, закрывающих вид на гавань и старый город. С севера у порта маячит неприметное здание - церквушка Святой Троицы. Интерьер церкви впечатляет больше, чем фасад. Главной достопримечательностью постройки являются прекрасно сохранившиеся фрески художников школы Джотто. Изначально храм был местом, где молились обитатели дворца Гардезано дель Аква, переделанного со временем в эксклюзивный отель. Здесь, среди прочих останавливались Уинстон Черчилль, итальянский поэт Габриэле Д?Аннунцио и король Испании Хуан Карлос. Простые смертные тоже могут здесь остановиться, если позволит кошелек конечно.
Город Гарда, который первоначально звался Бенако. Он насчитывает 3500 тысячи жителей, все остальные - туристы. История церкви Санта - Мария Маджоре восходит к VI веку, своим видом она обязана реконструкции, которая была проведена в XV столетии. А спустя 300 лет ей добавили еще несколько барочных элементов.внешним Внутри одного из древнейших храмов в округе находится первый в этом регионе баптистерий - место для крещения. Вдоль длинной прогулочной набережной протянулся ряд бесчисленных кафе и небольших отелей. С северной стороны аллея заканчивается виллой Альбертини. За воротами, состоящими из трех частей, виднеется представительный фасад. Раньше возможность позагорать на берегу, была привилегией принцев, сегодня этот вопрос решается демократично.
Сирены, околдовавшие Одиссея пением дали название живописной бухте Байя делла Сирене. Сегодня бухте уже не нужны вероломные искусительницы, заманивающие путников. Это одно из красивейших мест на озере Гарда, где можно полежать на пляже, но за вход придется заплатить. Кипарисовая аллея ведет к прекрасной вилле Сан Вигильо. К сожалению, резиденция находится в частной собственности и владельцы не открывают ее для посещения. Тенистая аллея ведет к прибежищу богатых и знаменитых. Днем их можно встретить в яхтенной гавани. У узкого мола пришвартованы суда гостей этой стильной таверны. За замшелыми камнями укрылся очередной роскошный отель для состоятельных гостей. У этого места нет названия, по крайней мере официального, в каталогах его не найти. Вход только для членов клуба, которые очень ценят приватность. Простая по форме, но элегантная вилла относится к XVI веку, уголок сохранил свое очарование, но теперь радует глаз не единичных путешественников, а тысяч приезжих. Простая публика приезжает сюда по суше, а баловник судьбы на шикарных яхтах. Романтическая аура притягивает молодые пары. Относительно спокойно здесь бывает лишь в будни, по выходным и на пике летнего сезона в порту шумно от рева моторных лодок. Марка Рива - это самый изыск среди яхт. Вот одна из них величественно выходит из порта, это наиболее эксклюзивное транспортное средство из тех, что можно увидеть на озере Гарда. Первые серийные модели таких яхт были выпущены в50-е годы XX века на верфи Карла Рива. Изначально для производства использовались наиболее ценные древесные материалы, красное дерево из Африки для корпуса и палубы и красное дерево из Гондураса для отделки кают, ко всему прилагался мощный 8-цилиндровый мотор. В списке знаменитых владельцев яхт Рива были Бельмондо, Софи Лорен, Бартон, Эгберг, а также немецкий плейбой Гюнтер Закс, который якобы соблазнил Бриджит Бардо или она его, ведь актриса тоже владела яхтой Рива. Из 4 тысяч судов, произведенных на легендарной фабрике, до сегодняшнего дня сохранилось около половины. Большая их часть обретается в порту города Гарда.
С кирпичных флангов собора как на ладони видна площадь Сарделло, на которой, как и в Лацизе процветает торговля. За лотками возвышаются исторические стены дворца Бон Аквизи и высокая башня Торр делла Габья. На рынке слышен в основном итальянский язык, чем дальше от заполоненного туристами озера Гарда, тем сильнее чувствуется дух подлинной Италии. За массивными стенами княжеской резиденции Паллацо Дукале во внутреннем дворе мы натыкаемся на два бюста представителей рода Гонзаго. Династию основал в XIV веке Луиджи, занимавший почетную должность народного капитана Мантуи. Один из его наследников, Лудовико уже будучи маркграфом вошел в историю, как щедрый меценат искусств. Он привез в Мантую знаменитых художников эпохи Возрождения и изменил облик города. По улочкам, вымощенным еще во времена Лудовико Гонзаго, сегодня текут толпы туристов. Переулки сходятся на Пьяцца Бролетто и Пьяцца делле Эрбе. Колокола церкви Сан - Андреа. Неподалеку ренессансный терракотовый фасад дома XV века. Сан - Андреа во всем своем великолепии. Башня с часами на Палаццо делла Реджоне, под ней стоит массив церкви Сан - Лоренцо. В боковых улочка вдали от толпы течет повседневная жизнь.
Виды здесь замечательные, но от цен на все, что можно съесть или выпить кружится голова. Однако, нашествие с севера не прекращается, туристы платят, плачут и идут дальше. До грота Катула можно добраться пешком или на электропоезде. На самом конце полуострова археологи обнаружили руины поселения, относящиеся к древне - римской эпохе. Поисковые работы продолжаются и сегодня. Ученые не пришли к единому мнению относительно роли древнего города, его высокие стены позволяют предположить, что здесь размещался военный лагерь. Иные считают, что поселок имел скорее курортный характер, но, пожалуй, самое великолепное здание не было домом поэта - мечтателя Катула.
Очередной дож перестраивал дворец по своему вкусу, этот зал был построен при доже Марино Гримани на рубеже XVI и XVII веков. Богато украшен Зал Прошений. Здесь члены собрания получали письменные приглашения на заседания совета. Дожи охотно заказывали свои портреты, объединенные с какими-либо религиозными сюжетами. Христианская символика должна была подтверждать божественное происхождение их власти. В окружении ангелов и святых правители выступали исполнителями божественного предназначения сделать Венецию мировой державой.
Зал «Совета десяти» - специального трибунала, решающие самые трудные спорные дела.Одна из самых впечатляющих работ во дворце дожей картина Тьеполо «Венеция принимает дары Нептуна». Картины, посвященные величию и славе Венеции перемежаются с батальными полотнами, живописующими, например, штурм Константинополя или победу в морской битве под Липанто.
В самом обширном зале дворца - Зале «Большого света» были собраны и наиболее знаменитые образцы венецианской живописи. Главным украшением зала заседаний является картина Тинторрето, ширина холста 22 метра, а высота 7. Это одна из самых больших картин в истории живописи. Полотно представляет Иисуса Христа и Богоматерь в окружении ангелов и святых.
Владельцы магазинов на Руа дей ли Арифичи начинают свой трудовой день с первыми лучами солнца. Уже в 8 утра магазины готовы принять туристов. Для торговцев этого рынка 8 часов утра почти середина дня. Ежедневно, кроме воскресенья и понедельника под неоготическими арками они продают свежую рыбу и дары моря. Каждый найдет здесь что-нибудь для себя, чем раньше вы пришли, тем выбор больше - от карпаччо из тунца до свежепойманных креветок. Когда-то на прилавки попадала рыба из ближайших вод, сейчас рыбаки вынуждены выплывать далеко в лагуну. Часть морепродуктов привозят из специальных рыбоводческих хозяйств. Рыбный рынок соседствует с фруктово - овощным, здесь также огромный выбор продуктов, без которых немыслима средиземноморская кухня. Большинство овощей и фруктов доставлены сюда из континентальной Италии, но и близлежащие острова, например Сан Эразмо поставляют на рынок плоды своих садов и огородов. Для жителей Венеции посещение рынка - хороший предлог повстречаться с соседями.
На многолюдной Руа дей ли Арифичи. Испокон веков над высокой водой бурлила венецианская торговля. Именно здесь и возникло множество банков и магазинов. Традиция осталась неизменной, только сейчас здесь уже торгуют вовсе не восточными приправами и драгоценным шелком. Южный конец Руа дей ли Арифичи доходит до моста Риальто. Неподалеку от известного моста расположились ювелирные бутики. Заинтересованного покупателя здесь всегда ждет большой ассортимент обручальных колец. По традиции у моста находились представительства заграничных купеческих компаний, например, немецкого торгового дома «Фон дако Тедески». Фасад в стиле ренессанс украшают как когда-то и Ка дОро разноцветные фрески с золотыми элементами.
Тут видно как был устроен средневековый торговый центр. На первом этаже находились склады товаров, на втором этаже размещались офисы, а на верхних этажах жилые комнаты, кухня и столовая. С1939 года в здании находится главный Почтамп Венеции.
На площади Сан Поло - самой большой в городе, венецианцы устраивали в
прошлом гонки быков и маскарады. Сегодня, после заката площадь
превращается в гигантский кинозал. Стены Палаццо Корне Мочениго и
Палаццо Серанцо помнят известнейшего ловеласа Венеции экстравагантного
соблазнителя Джакомо Казанову. Прежде чем стать любимцем прекрасных
аристократок он был скромным скрипачем в местном театре. После одного из
спектаклей Казанова помог одному богатому венецианцу, у которого
случился сердечный приступ. Благодарный аристократ усыновил своего
спасителя и распахнул для него двери в высшей свет.
Собор Санта Мария Глариозо деи фрари - итальянцы зовут его просто Фрари. Помимо своих внушительных размеров снаружи храм особо не выделяется, но тем более впечатляет его внутреннее убранство и восхитительные произведения искусства. Картины Тициана и Беллини, скульптуры Донателло. И только изнутри возможно оценить размеры церкви. По францисканским меркам, а эти монахи ведут весьма аскетичный образ жизни, храм просто огромен. Похоже его основатели грешили завистью, на возведение храма из вдохновила церковь доминиканцев Сан Джованни э Паоло. Этот храм в прошлом резиденция одной из скуол, т.е. благотворительного общества. Венецианские скуолы объединяли людей по происхождению или профессии. Целью таких обществ было оказание помощи нуждающимся. Со временем эти братства стали меценатами для художников, у которых заказывали работы, не чурались общества и политики. Деятельность скуол прекратилась с падением республики, когда Наполеон конфисковал и продал с торгов всю их недвижимость и произведения искусства.
Во время Второй мировой войны 200 жителей венецианского гетто погибли в концлагерях. Об этой трагедии напоминает музей. На железных скрижалях, размещенных на внешней стене, запечатлены самые страшные моменты из истории местной еврейской общины. Верность традициям определяет менталитет еврейского народа, неудивительно, что это место сохранило уникальную, полную глубокой религиозности атмосферу. Синагоги, кошерные рестораны и еврейские магазины не дают нам спутать это место с каким - либо другим.
Санта - Фоска особый храм, он был основан в 642 году и строился целых 350 лет. Церковь находится на исторической и археологической границе двух культур - римской и византийской. В XII и XIII веках нефы были украшены мозаикой в византийско - венецианском стиле. На Торчелло поселение существовало еще в древние времена, когда в V веке н.э. здесь появились беглецы с материка, для городка на острове начался «золотой век». Болезни и наводнения, и в первую очередь, соседство с сильной процветающей Венецией стали причинами последующего упадка Торчелло. Подъем на колокольню кафедрального собора Санта - Мария Асунта завершает нашу прогулку.
В одном из цехов судоверфи в прекрасном состоянии находится остов галеры. Производили здесь снасти, канаты и веревочные лестницы. Городские власти уже определились с будущим Арсенала, в нем откроют самый большой в Италии, а может и во всем мире Морской музей. В настоящее время экспонаты, имеющие отношение к истории итальянского флота собраны в военно-морском музее, занимающим с 1919 года бывшее зернохранилище. Мы можем проследить историю мореплавания со времен расцвета Венеции и до настоящего момента. Венецианские кораблестроители были признанными мастерами своего дела, без них Венеция не стала бы великой морской державой. Венецианские мореплаватели ходили на своих кораблях вдоль Пиренейского, прежде и Берийского полуострова и достигали Британских островов, но никогда не отважились отправиться на запад, непредсказуемая Атлантика их пугала.
Средневековые галеры строились по образцу древних, они имели неглубокую посадку, благодаря чему идеально подходили для плавания у средиземноморского побережья. Гребцами были рабы и заключенные. Одной из лучших галер в Венеции была бученторо и буцентавр. Каждый год в день вознесения на ней в море выходил дож, чтобы согласно обычаю бросить в воду перстень. Эта церемония называлась «Праздником обручения с морем».
В восточной части квартала Дорсодуро находится собор Санта-Мария делла Салюте. Его создатель Бальтазар Лонгена считал Палладио своим учителем. Лонгена работал над храмом всю свою жизнь, но так и не дождался окончания строительства. Восьмигранное здание является самым крупным барочным храмом в Венеции. Боковые алтари украшены сценами из Ветхого завета кисти Тициана, одного из знаменитейших творцов эпохи Возрождения. Великий Тициан умер в Венеции в 1576 году.
Церковь Санта - Мария делла Салюте была построена по заказу венецианской республики. Средства на ее строительство были выделены в благодарность Господу за спасение города от чумы. Со своим монументальным порталом, огромным куполом и колоннами, восьмигранная базилика может вызвать ассоциации с отшлифованной водами скалой, возвышающейся над морем.
За базиликой начинается аллея с многочисленными кафе, каппучино здесь имеет особенный вкус. Задерживает на себе взгляд - Джизуати, барочная церковь, о которой редко упоминают путеводители. А между тем она хранит великолепные фрески Тьеполо и живопись Тинторрето. Реставраторы бьют тревогу, проплывающие мимо торговые суда поднимают волны, которые вредят храму.
Постройки Ваккарини благополучно простояли два с половиной столетия. Ратуша, расположенная в отдалении от старого города тоже проект Ваккарини. Кафедральную площадь соединяет с портом элегантная торговая улица Виа Витторио Эммануэле Секондо. Если бы не силуэт Этна на горизонте с подозрительным облачком над вершиной, ничто не омрачало бы беззаботной атмосферы этого города. Однако, местных жителей вид вулкана похоже ничуть не смущает.
Пьяцца Стесикора - наверное, самое шумное место в Катании. По вечерам тут проходят концерты и различные, культурные мероприятия. На противоположной стороне площади видны руины бывшего римского амфитеатра, от него осталось немногое, но материал постройки легко определить. Уже во времена римской империи в регионе все строилось из черного базальта. Во времена своего расцвета театр в Катании был в империи третьим по величине после сцен Рима и Вероны. еще одна древняя сцена, большая по размеру, хорошо сохранившаяся, она и сейчас при случае используется для театральных представлений. Полукруглый зрительный зал, разумеется, из черного вулканического камня мог вместить 7 тысяч зрителей. Со временем, театр плотно обступили жилые дома. Небольшой музей проводит нас по миру античной архитектуры, скульптуры и сценического искусства. Некоторые экспонаты просто удивительны.
Горячая лава, которая вылилась на улицы города в 1669 году, не навредила, стоящему на холме замку Кастелло Урсино. Его построил в XIII веке император Фридрих II. Массивный замок очень редко принимал в своих стенах правителя, но со своей ролью могущественного символа власти справлялся безупречно. В XIX веке замок обрел новое значение, из него сделали тюрьму.
Красота Катании не только в монументальных памятниках, но и в очаровательных местечках, таких как маленькая площадь со Святым Франциском Ассизким или в романтических проулках, каких не сыскать нигде за пределами Сицилии. Лабиринт односторонних узких улочек проклятие для водителей и рай для пешеходов, жаждущих неповторимой средземноморской атмосферы. Виа Кричифери знаменита богато декорированными фасадами домов XVIII века. Величественные барочные церкви притягивают взор.
Прежде Сиракузы были главным городом Сицилии и одним из важнейших городов всего древнего мира. Цицерон, исполнявший обязанности консула считал Сиракузы самым красивым городом. Зловещий силуэт Этны не портит городского вида. Набережная Ортигии, вдоль нее плотно стоят кафе и рестораны, словно выбирая самый лучший вид на прекрасный залив. Посреди знаменитого источника Аретуза растет папирус, а в бассейне плавают рыбы. Если верить античным писателям, текущая здесь вода - воплощение нифмы Аретузы, которая убегая от нежеланного ухажера, попросила Артемиду превратить ее в источник.
Отправимся на противоположный берег островка. В XIII веке на острове вырос замок Маньяче. Несмотря на раннее время, у входа в археологический парк в районе Неаполис собралась довольно большая толпа. В каменоломнях Латомия греческие тираны заставляли работать карфагенских пленников. Скорее всего, трудились здесь и солдаты из Афин, попавшие сюда после неудачного похода 413 года. Очевидно, солдаты и выбили в скале грот с необыкновенной акустикой, которую охотно испытывают участники каждой школьной экскурсии. Самый известный из гротов «Ухо Диониса», служивший, по одной версии, для подслушивания узников, а по другой, для воспроизведения громких звуков во время театральных представлений. Рядом находится выбитый в скале огромный амфитеатр, построенный в III веке. На его каменных скамьях могло поместиться целых 15 тысяч зрителей, и античные драматурги весьма охотно ставили тут свои пьесы. Примерно 500 лет спустя свой театр построили римляне. В отличие от греческого, он замыкал пространство и на его арене чаще, чем актеры появлялись гладиаторы, сражавшиеся с дикими животными.
Еще более неожиданные картины изображены на стенах перистиля - внутреннего дворика, это римские женщины в купальных костюмах. Фасон костюмов странным образом напоминает современные бикини. Удивительное повторение с разрывом в 1700 лет. Похоже римлянки того времени заботились о своей внешности и физической форме примерно также, как и современные женщины.Лучше всего осматривать виллу Романа дель Казале ранним утром, позже, под стеклянной крышей делается невыносимо жарко, да и наплыв туристов может помешать. Даже в межсезонье это место каждый день посещают тысячи гостей.
После упадка римской империи Агридженто погрузился в летаргический сон, теперь уже на долгие века. Древнее наследие города было оценено лишь во второй половине XX века. Сегодня, северные народы пребывают сюда с мирными намерениями, чтобы полюбоваться красотами далекого прошлого. Старое оливковое дерево идеальным образом вписывается в пейзаж. Дорога ведет к храму Геры. Древний город был окружен стеною, толщиной в метр и длиной в 12 километров. На внутренней территории жило почти 800 тысяч человек. Храм Геры возвышается на краю каменной пропасти, в прошлом он был традиционным местом паломничества молодоженов, которые рассчитывая на благосклонность богини, приносили ей в жертву овец. Глядя на раскопки, понимаешь, что это место не зря названо «храмовой долиной».
Время не пощадило храм Зевса Олимпийского, но даже то, что от него осталось, дает представление о масштабах постройки. Свод храма поддерживали огромные каменные титаны, их копии лежат сегодня, словно мумии между руинами. К истории можно прикоснуться. Здесь, среди произведений древних мастеров, которым 2 500 тысячи лет, не нужно много фантазии, чтобы живо почувствовать атмосферу прошлого.
На краю археологического музея под открытым небом находится здание, которое можно назвать визитной карточкой Агридженто. На 4-х ступенчатом основании возвышается храм с великолепной колоннадой. Настоящая находка для любителей древности.
Неподалеку, на склоне холма Монте Барбару, находится великолепный амфитеатр III века до н.э. Летом здесь проходят спектакли и концерты. Самый лучший вид открывается в верхних рядов - живописный горный пейзаж идеально дополняет античные декорации.
Все дороги ведут на Пьяцца Дуомо, на площади возвышается норманнский собор с элементами арабского декора. По легенде собор в честь спасителя Рожер II построил после того, как чудом уцелел во время шторма. В срединной абсиде трехнефной базилики открывается великолепные мозаики XII века. В центре, разумеется, Христос Вседержитель. Деревянные окошки, цветы в горшках, узкие мощенные улочки, в подлинную Сицилию невозможно не влюбиться.
Ольбия находится далеко не в худшем положении, каждый день сюда прибывают сотни туристов, которые оставляют здесь несколько евро, прежде чем разъехаться по острову. Если при выезде из города повернуть налево, то уже через несколько километров можно оказаться на песчаных пляжах восточного побережья со сказочным видом на остров Таволара.
В нескольких десятках километров южнее над живописным поселением высится замок Фава. С сарацинской башни можно увидеть фрагмент 250-километрового восточного побережья. Песчаные пляжи перемежаются здесь со скалистыми заливами, поросшими пиньями. Иногда Сардинию называют ветреным островом, благодаря дующему почти круглый год северо - западному ветру.
Ага - хан и его друзья объединились и выработали точный и перспективный бизнес-план. На чертежных досках специально нанятых архитекторов возник современный, но отвечающий средиземноморским традициям курортный комплекс. В то время экология была весьма абстрактным понятием, но инвесторы позаботились о строительстве очистных сооружений, спрятали под землей все энергетические линии, ограничили высоту домов высотой деревьев и отказались даже от неоновой рекламы. Со временем владельцы сменились, Хан продал свою собственность, но к счастью, намеченные им строительные стандарты сохранились и при новых хозяевах. Все, изначально заложенные принципы заметны в бурлящем жизнью Порто Черво - главном городе изумрудного побережья. Его неслучайно облюбовали миллионеры, кинозвезды и даже коронованные особы. Цена чашки кофе в заведении вполне соответствует элитному статусу города.
В Порто Черво наверное уже и забыли как выглядит обычная рыбацкая лодка. Шикарные яхты - основное транспортное средство обитателей не менее шикарных вилл, прячущихся в небольших заливах и недоступных суше. Жизнь богатых и знаменитых эксклюзивна, в подобных местах они встречаются довольно узким кругом. Спроектированные отличными архитекторами, удачно встроенные в пейзаж резиденции - идеальное место для летнего отдыха, но лишь для избранных. Окрестные отели тоже предназначены для элиты.
Коста Смеральда расположена к западу от Порто Черво и растянулась на 50 километров от Гольфо ди Куньяно ло Лишиа ди Вакка. Необычный зеленый оттенок моря у северных берегов Сардинии полностью оправдывает название, придуманное для этого уголка специалистами по туристическому маркетингу в начале 60-х годов прошлого века. С той поры изумрудное побережье обросло новыми застройками, но цвет морской воды к счастью не изменился. В таком сказочном окружении природы найти леттино - это лежак с зонтиком, это нужно постараться.
Окунемся в мир плодородных холмов Галлуры. Между пастбищами и полями повсюду видны отдельные хозяйства. Гладкие гранитные конус образуют поразительные декорации на трассе, соединяющей Арцакену с Темпио. Недоступная внутренняя часть этого строения была идеальным убежищем для преступников всех мастей и прочих изгоев общества.
Неофициальной столицей бандитов стало горное поселение Оргозоло на западных склонах Супромонте. Этот район, называемый также Барбарией, после объединения Италии стал известен как центр сопротивления жителей острова властям Рима. Однако, бунтовщики использовали не самые достойные методы - похищение, нападение и убийство. К счастью бандитский промысел давно остался в прошлом. Мрачные легенды прежних лет оживают в рассказах жителей Оргозоло. Узкие, темные переулки подобны декорациям, в них нетрудно представить персонажей, одержимых дикими первобытными страстями. Старые, усталые герои давних времен, однако как-то их лица не располагают к близкому знакомству.
Граффити с политическим подтекстом появились в Оргозоло последние десятилетия. Традиция настенной живописи пришла из Латинской Америки, авторы в красках демонстрируют свои политические взгляды, рассказывают о проблемах общества, агитируют за независимость Сардинии. Граффити заняли стены почти 150 домов, неожиданно сделав их туристической достопримечательностью. Благодаря этому о проблемах сардинцев узнали во всем мире.
Выдающаяся дальше всего на север точка Сардинии застроена современными центрами отдыха, у подножия холма волны образовали узкий залив, ставший идеальным портом для паромов с Корсики и заводью для более маленьких кораблей. Лучше всего любоваться заливом на закате. Изрезанная береговая линия Сардинии просто создана для причаливания сотен парусников и моторных лодок. Бесчисленные заливы хорошо оберегают суденышки от волн и ветра. Прямо на пирсе уставших мореплавателей ждут таверны и рестораны, в меню, разумеется, есть свежие дары моря.
За горным озером становится все интереснее, галерея каменных скульптур с видом на изумрудное море. Выход на вершину требует альпинистской сноровки. Сойти на берег коротким путем не получается, во всяком случае кратчайший путь будет не самым безопасным. Море все ближе, мечта любого отпускника - купание в кристально - чистой воде. Отсюда гиганты выглядят еще более массивными, наверное, над Капо Тесто творец потрудился немного дольше, чем где-то еще.
Коста Парадизо украшают маки и скалы розоватого оттенка. Еще несколько
лет назад здесь был дикий неприступный край, но туризм преобразил и его.
Побережье у подножия 300-метровой горы постепенно обрастает курортными
центрами.
На высоком, скалистом мысе стоит поселение XII века Кастельсардо. Это место выбрала своей резиденцией генуэзская семья Дорио. На замковую гору ведет Виа Национале, закрытая для автомобилей. Побережье Гольфо дель Асинара во всем своем великолепии. Чтобы добраться до ворот замка надо преодолеть лабиринт улочек и множество ступеней. Лабиринт ждет нас и за стенами, внутри комплекса. В одном из закоулков размещается небольшой музей, посвященный традиционному для Кастельсардо ремеслу - плетению из листьев карликовых пальм. И бойниц крепости открывается замечательный на море и залив. Сарацинские башни охраняют и северное побережье.
Вольта - любимое место встречи друзей больших семейств. В Альгеро на равных используется три диалекта - сардинский, итальянский и каталонский. В середине XIV века новый правитель Педро IV изгнал из города его коренных жителей, симпатизировавших Генуе, и поселил вместо них - каталонцев. О тех событиях напоминают сегодня указатели на двух языках и разнящиеся стили в архитектуре. На стенах над водой расположились маленькие ресторанчики. Днем на море царит тишина и спокойствие, а площадь в старом городе трещит по швам. Здесь любит собираться молодежь, поэтому количество децибел превышает критический уровень.
Чтобы ощутить атмосферу минувших столетий нужно попасть на отдаленные улочки. Над разноцветной толпой царит не менее пестрая, украшенная майоликой башня собора Санта - Мария. На противоположной стороне мыса виден порт для яхт и рыбацких лодок. Солнце прячется за стены крепости, но количество гуляющих не уменьшается, в это время никто и не думает ложиться спать.
Дорогу на Капо Качья украшает бурная поросль олеандров. Неполные 20 километров отделяют нас от знаменитого грота Нептуна. Небольшой археологический лагерь находится здесь уже 30 лет. В этом месте исследователи нашли стены и башни, построенные в эпоху нурагов 3 тысячи лет назад - это Пальмовера. За небольшую плату можно войти на территорию раскопок и оценить конструкторские таланты древних жителей острова. В центре поселения башня диаметром 10 метров, вероятно, она становилась бастионом в случае осады. Купол нурага в форме пчелиного гнезда скорее всего разрушен землетрясением. Найденную керамику и бронзу можно увидеть в музее в Сассари. Вокруг главного укрепленного нурага пристроились более мелкие - это жилые дома. Самая высокая башня, диаметров 12 метров скорее всего предназначалась для проведения собраний.
С дороги на Капо Качья открывается великолепный морской пейзаж. У залива Порто Конте, скалы из песчаника достигают высоты 170 метров, на берег можно сойти по лестнице Эскала дель Кабироль, выбитой в 1954 году. Те, кто боится высоты, оказываются перед нелегким выбором, но неприятные ощущения компенсируются чудными видами. Где-то здесь внизу находится грот, названный именем бога морей и океанов. При спокойном море до грота Нептуна можно добраться на пароходе из Альгера. Если же волны высоки, остается лишь путь со стороны суши. Ради сталактитов и сталагмитов, которым более тысячи лет, необходимо преодолеть 652 ступени.
Часть западного побережья к югу от Альгеро не ограждена от ударов волн и порывов ветра, но это не пугает любителей пляжного отдыха. В 50 километрах к югу от Альгеро в море впадает река Темо. На ее берегу раскинулся городок Боза. На 3-х километровом отрезке единственной судоходной реки Сардинии курсируют суда. Они швартуются в тени пальм у набережной Лунготемо де Каспери. По каменному мосту можно прямиком попасть в старый город. Над ним возвышается холм Серравалле с замком Маласпина. Боза была заселена уже в древние времена, но большинство сохранившихся памятников относится к средневековью. Визитная карточка пышного пьемонтского барокко - здание кафедрального собора. Создатели граффити и стеннуры вдохновлены, видимо, другими образами, нежели их политические коллеги из Оргозоло.
Большинство туристов приезжают на Сардинию за солнцем и морем. Но можно убедиться, что остров может предложить нечто большее - замечательные памятники старины. Сарацинская башня на мысе Сан-Марко отбрасывает тень на археологические раскопки Таррос, возможно самые крупные и интересные на острове. Таррос был основан финикийцами в XVI веке до н.э., он был вырос в богатую торговую колонию, а его порт, впоследствии затопленный стал одним из важнейших на острове. Под слоем земли археологи обнаружили карфагенские и римские строения. После падения Карфагена расцвет города продолжался под контролем Рима. К сожалению, самый величественный фрагмент руин не подлинный. Эти колонны воссозданы с помощью обычного бетона, а вот развалины римских терм оригинальны. Античные здания разобрали на стройматериалы в XI веке. Жители города решили бежать от сарацинских пиратов и камни помогли им построить дома в новом, более безопасном месте - Аристана.
Коричневые воды реки Тирсо в 30 километрах от Аристана выглядят не очень привлекательно. Однако, у римлян был повод основать поселение на ее берегах. На набережной возвышается термальный центр. Именно горячие источники привлекли римлян в это невзрачное место. Источниками пользовались и хозяйки из ближайшего селения Фордонжеанус и не только в лечебных целях, теплая вода была идеальна для стирки. Благодаря древним жителям подземный источник окружают прекрасные подземные декорации. Термальная вода смешивалась с холодной водой источника и заполняла бассейн, называемый нататьо, построенный около I века н.э. Термальные бани были частью римского поселения Форум Трояни. Сразу за ним тянулась невидимая на картах граница между владениями римлян и краем, который они называли Барбаджа, там жили островитяне, не подчинившиеся завоевателям. а бассейном размещалась сауна и комнаты отдыха, украшенные фресками в стиле древних Помпей.После 30 километров пути по дикому краю нашему взору открывается очередная башня, построенная сарацинами. Аква азурра - прекраснейший цвет моря, ну как не полюбоваться. Не надо ехать на Сейшеллы, Мальдивы или Карибы, чтобы окунуться в волшебную бирюзу. Сардиния находится гораздо ближе. И снова элементы истории в пейзаже.
В 25 километрах на северо - восток находится лагерь археологов, здесь возвращают былой вид античному поселению Нора. Мыс Капо ди Пула был идеальным местом поселения для морского народа, каким были жители Карфагена. Примерно в 800-м году до н.э. они начали строительство порта. Вторжение вандалов и постоянные набеги сарацинских пиратов положили конец развитию города. С годами он совершенно обезлюдел и превратился в руины. Представление о былом богатстве Норы дают руины дома патриция римских времен. Четыре реконструированные колонны обозначают площадь, который занимал центральный атриум. Вокруг него группировались остальные помещения. Самым любознательным сложно сойти вниз и они изучают детали через объектив фотоаппарата. Здесь размещался кубикулум или усыпальница, пол украшает мозаика. Раскопки можно осматривать часами, можно даже обнаружить амфитеатр.
Путешествуя по острову можно не беспокоиться о ночлеге и номере в гостинице, комнату и отменное питание предоставляют в десятках деревенских хозяйств. И чем дальше на юг, тем дешевле пансион. Островитяне гостеприимны, приглашают постояльцев к семейному столу и подкладывают самые вкусные куски. Знание итальянского языка облегчает знакомство с хозяевами.
Кальяри возник на четырех холмах, на берегу залива, идеально подходящего для порта. Стратегическое расположение способствовало развитию города, но и притягивало непрошенных гостей. В XIII веке правители острова пизанцы построили массивный замок с башнями и длинной цепью стен, но и он не помог им закрепиться на острове. Кальяри побывал в руках испанцев, арагонских королей и пьемонтской аристократии. Собор Святой Марии с прекрасным неороманским фасадом - творение пизанцев. Великолепнейшая панорама города открывается со старинной смотровой площадки. Дух средневековья оживает в закоулках старинного района Кастелло. Башня XIV века Элефанте обязана своим названием мраморной фигурке слона на небольшой полочке в углу строения.
Через 70 километров к северу от Кальяри лежит плодородный край, заселенный более тысячи лет назад. Неподалеку от местности Барумини простирается вулканическое плоскогорье. Его название - Мармилла, оно означает «грудь», вопросов, как говорится, нет. На вершине холма находятся руины средневекового замка. Всего один километр отделяет его от знаменитых раскопок Су Нуракси.
Среди 7 тысяч следов нурагической цивилизации на Сардинии, самые впечатляющие находятся именно здесь, в Су Нуракси. Комплекс обнаружили в 1928 году, в течение многих столетий он находился под землей. В 25-метровой башне, построенной около 1500 года до н.э. размещались одна над другой три каморки. Позже были достроены 4 башни, соединенные стеной толщиной три метра. Поднимались в сооружения по приставной лестнице или по канату. Вокруг крепостной башни выросли круглые, каменные жилые дома. 150 хозяйств были строго организованы в единую общину, конец ее существованию положило нападение карфагенских войск. Посреди деревни находится здание, не похожее на другие, его предназначение до сих пор неизвестно. Вел ли арочный вход внутрь храма или имел какое-то иное предназначение - эти вопросы остаются пока без ответа. Еще одна особенность в конструкции башни - верх ее поддерживали могучие консоли. Это еще одна загадка и неизвестно будет ли она решена, каким образом нураги осуществляли транспортировку и крепеж почти 2-х тонных опор.
К бывшему входу ведут удобные металлические ступени. Уже на 10-ти метровой высоте все окрестности как на ладони. Когда приближался враг, стражники могли заранее поднять тревогу и приготовиться к обороне. С внутренних стен можно было спуститься по узкой спиральной лестнице. В случае осады Су Нуракси превращалась в неприступную крепость. Ее защитников трудно было уморить голодом, в их распоряжении были колодцы и емкости с водой, а также амбары с запасами еды. Своды выдержали ни один штурм и ни одно землетрясение. Сегодня доисторическая крепость переживает новую осаду, из экскурсионных автобусов высыпаются группы туристов. В пик сезона Су Нуракси посещают ежедневно около 500 человек, рано утром на узких подъездах образуются пробки..
Виагранде – эксклюзивная торговая улица в самом центре города. В аккуратном ряду бок о бок стоят дорогие элегантные бутики. Мраморные фасады сияют и блещут новизной. Но в наполненной старинной архитектурой Италии новизна не является козырем. Что поделаешь? От старинной застройки времен Медичи осталось совсем немного. Город почти сравняли с землей во время бомбардировок союзников в конце Второй мировой войны. У стен Фортецца Нуова Ливорно являет другой свой облик. Этот район XVII века немного напоминает Амстердам и отчасти Венецию.
Великий герцог Фердинанд I с гордостью смотрит на свою добычу. Скованные цепями мавританцы у его ног напоминают о тех печальных временах, когда в Ливорно действовал невольничий рынок. И еще один образ прошлого, сохранившийся до наших времен, – старый порт, из которого рыбаки каждое утро отправляются за уловом. Но проблем здесь больше, чем романтики. Количество рыбы уменьшается. Море находится на краю экологической катастрофы, и рыбакам все труднее зарабатывать себе на хлеб.
Самые красивые произведения собраны в Палаццо Витти. Но даже если бы их там не было, Палаццо все равно стоит увидеть. Центр городка Пьяцца деи Приори. На площади напротив старинной ратуши возвышается Палаццо дель Преторио с характерной башенкой, называемой Порцелино.
Темный камень, которым вымощены тесные улочки старого города придают этому месту немного мрачную атмосферу. Гораздо приятнее смотрится недавно отреставрированный собор Санта Мария Ассунта. Сейчас здесь как раз идут приготовления к процессии Страстной пятницы – важнейшей в местном календаре. Волнения, связанные с ее организацией, захватили даже местных приходских священников. Процессия совершается в исторических одеждах. Она полна важности и кажется мрачноватой, ведь она дошла из Средневековья до наших дней почти без изменений. На следующий день городок возвращается к повседневным заботам. Вновь шумит рынок, пора за покупками. Знаменитая тосканская кухня насыщает не только тело, но и душу.
Минутка отдыха рядом с необычным фонтаном. Фреска на задней стене воспринимается многими как древо жизни. Воде из фонтана приписывается омолаживающее действие. Неудивительно, что некоторые пьют ее литрами.
На холме возвышается крепость Деи Сенеси. Из-за нехватки средств она отреставрирована лишь частично. Главной целью было сохранить ее старинное очарование, поскольку именно оно притягивает сюда любителей истории. Участие в историческом представлении Балестра дель Джирифалько или конкурсе Сокола дает нам возможность ненадолго оказаться в прежних временах. Герои представления – стрелки, соревнующиеся в точности стрельбы по деревянному соколу. Праздник проходит дважды в году: в мае и августе в честь Святого Бернардина Сиенского. Расстояние до щита составляет 36 метров. С каждым выстрелом в центре щита оказывается все больше стрел. Как видно, у стрелков твердая рука и верный глаз. Но победителем может стать только один. Его победа – триумф всей дружины, как ее называют здесь торчиере.
Средневековье в Тоскане – излюбленный фон для исторических праздников. Любителей театра привлекает ежегодный фестиваль Интернационале дель Атторе, во время которого в июле и августе городок напоминает одну большую сцену. Однако и в другое время года народу тут хватает. Прекрасное вино и тосканская кухня служат предлогом к празднику без всякого повода. Сцена, на которой разыгрывается бесконечный спектакль – это, без сомнения, пейзаж вокруг Монтальчино.
В 10 километрах к югу лежит аббатство Сант Антимо, которое после реставрации вновь привлекает паломников со всей Италии и туристов со всего мира. Аббатство было построено в IX веке в живописной долине, окруженной лесистыми холмами. Три церковных нефа разделены колоннами с великолепными алебастровыми капителями.
На главной улице Корсо стоит несколько великолепных дворцов. При подъезде к Монтепульчано уже издали виднеется купол церкви Мадонна ди Сан Бьяджо. Это сокровище ренессансной архитектуры местные жители называют церковью путешественников.
Владение Амо Россо оправдывает ожидания самых требовательных гостей. Это место не имеет ничего общего с массовым туризмом. Здесь старые стены и современные комфортные интерьеры. Вдобавок к этому тишина, разве что нарушаемая пением птиц, – бальзам для усталого путника.
Этрусский некрополь в Саванне. Здесь хоронили людей с VII до I века до н.э. Тоннель, вырубленный в скале, ведет к Томбо Атемпио Гильдебранда, т.е. к гробнице брата Гильдебранда, такое имя носил папа Григорий VII. Он вошел в историю, как человек, принудивший императора Генриха IV к унизительному покаянию в Каноссе. Дромос – вход в некрополь, вытесненный в средневековой стене. А это уже могила.
Долина реки Ленте скрывает гораздо больше мест захоронения, чем пещеры, но некрополи в пещерах лучше сохранились.
Только что мы обозревали город с высоты и уже через минуту блуждаем по лабиринтам улочек исторического центра. За городскими стенами еще со времен средневековья таятся несметные сокровища архитектуры, скульптуры и живописи.
В баптистерии кафедральный собор, бесчисленные дворцы. Неудивительно, что во Флоренцию ежегодно приезжают более 12 миллионов туристов. В толпе частенько наступают на ноги, кто-то работает локтями, сложно ориентироваться в потоке, когда перед глазами такое великолепие. Более половины культурных памятников человечества находится в Италии, и большая часть этого наследия принадлежит Флоренции, поэтому сюда стремятся ценители прекрасного со всего света. И на улицах Флоренции в любое время года многолюдно. Наибольший наплыв туристов случается с мая по сентябрь, и тогда столица эпохи Возрождения напоминает многоязыкий Вавилон.
Многие туристы приезжают в Тоскану вовсе не из-за памятников старины или пейзажей, а для того чтобы насладиться деликатесами одной из известнейших кухонь мира. И флорентийские рестораны оправдывают их ожидания.
Палаццо Веккьо, бывшая резиденция Медичи и герцога Козимо, с XIV века исполняла роль городской ратуши. Последний штрих в образ дворца внес Джорджо Вазари. В салоне Дей Чинквеченто сохранились аллегорические полотна на тему истории города, конечно во главе с Медичи. В мотивах полотен отдано должное и флорентийским начальникам, ведшим кровавые войны с соседями. Зал Дей Джилли завораживает цветами и формами. Великолепные фрески кисти Гирландайо – образец перемены, произошедшей в XV веке в итальянском искусстве и повлиявшей на всю европейскую культуру.
Перемены в искусстве, а также в духовной жизни той эпохи были бы невозможны без покровительства богатых флорентийских родов, главным образом, Медичи. Благодаря их помощи, самые даровитые мастера, не зная нужды, создавали великолепные шедевры эпохи Ренессанса, такие, например, как скульптура Бенвенуто Челлини, представляющая Персея с головой Медузы Горгоны в руке. А вот статуя Геракла, борющегося с кентавром Нессосом. Знаменитый «Давид» Микеланджело, на площади стоит его копия, а оригинал одной из самых знаменитых скульптур всех времен хранится в галерее Академии изобразительных искусств.
Пьяцца Санта Кроче – арена ежегодного Кальчо Сторико, полуспортивного, полуисторического представления с игрой в мяч. Белые против зеленых. Каждую команду сопровождает группа преданных болельщиков. В этой необычной костюмированной игре самое главное, кажется, как можно дольше удерживать мяч. Разрешаются любые захваты. Для эффективного разрешения конфликтов судьи вооружены мечами.
Радда, Гайоле и Кастеллина – элитарные центры производства традиционного Кьянти. На первый взгляд Кастеллина не отличается ничем особенным. Красивый сонный провинциальный городок, каких много. Настоящие сокровища кроются за этими толстыми стенами. Стены сторожит никто иной, как черный петух Галло Неро. Прежде чем попасть на этикетки бутылок как знак качества, он присутствовал в гербе Бургомистра Радды. В XIV веке Радда вместе с Кастеллиной и Гайоле составляли политический и экономический союз, так называемую Лигу Кьянти.
Фанфары возвещают о самом известном празднике в тосканском календаре «Палио». Дважды в год в июле и августе на площадь с историческими знаменами выходят представители 17 областей, так называемые контрады. Десять всадников и десять ездоков без седел – вот участники скачек, которые с XIII века проводятся на Пьяцца дель Кампо. Поворот рядом с Сан Мартино – самый опасный. Три сумасшедших заезда наблюдают тысячи разгоряченных зрителей. Счастливый победитель, неважно, представляет он Лупу, Оку или Делла Торре, теперь он герой для всех, его прославляет весь город. Слезы счастья и слезы горечи высохнут лишь вечером во время праздника, когда все будут в очередной раз благодарить проведение за благосклонность к городу.
Рассвет возвращает нас к действительности, точнее к сказочной действительности. Перед нами Сиенский кафедральный собор Дуомо. Один из великолепнейших собор Италии был построен в XVI веке в самой высокой точке города. По замыслу сиенцев собор должен был стать крупнейшим храмом христианского мира, но строительство было прервано эпидемией чумы. Об амбициозности жителей старой Сиены говорит это выразительное заимствование «Волчица, кормящая близнецов». Если есть время, почему ей не быть в Сиене.
В середине XIV века чума подобно Божьей каре положила конец распрям, а заодно и расцвету города. Замерла торговля, и даже паломники стали обходить город стороной. Совесть сегодняшних жителей Сан Джиминьяно чиста, и местечко предстает перед туристами во всей своей красе. Путешественников притягивают сюда живописные средневековые улочки. Как и столетие назад, звон колоколов призывает на богослужение в местный собор. Каждое утро городок вновь переживает нашествие экскурсионных групп. На сей раз массивные стены не уберегут город от штурма. Ворота Сан Джованни стоят на распашку. Сан Джиминьяно сдается без боя. Посетители быстро заполняют узкие улочки. Никакого сопротивления. Местные сдаются на милость пришельцам. Жители города добровольно выносят из домов самое ценное. Вновь прибывшие жадно бросаются на добычу, но надо признать, что ведут они себя по-рыцарски и, уходя, оставляют горожанам деньги. Опустошаются даже местные кладовые. К счастью, после полудня большая часть армады туристов покидают город, впереди маячат новые цели.
На башню Палаццо дель Пополо ведет внутренняя лестница. Панорама, которая открывается сверху, – вид, достойный победителей. Фотография на память и на всю жизнь.
Этот лабиринт ведет детей в мир сказки. В лесу отважных кладоискателей ждут сокровища. Пещера сокровищ оправдывает свое название. Карло Коллоди создал сказочную страну, напоминающую королевство Уолта Диснея в Америке. Детям сказочная страна приносит радость, взрослым прибыль. Похоже длинный нос Пиноккио хорошо чуял богатство.
Торре де Гуиниджи – средневековая башня с характерной деревянной короной на верхушке. С верхней площадки открывается отличный городской вид. Среди красных прямоугольников крыш выделяется компанилла собора Сан Мартино, построенного в XI веке. Его фасад украшают мраморные инкрустации, представляющие сцены из мифов и легенд. Компанилла кажется втиснутой в глыбу собора, но на самом деле башня возникла раньше, а собор был пристроен к ней в XIII веке.
Во времена римлян здесь находился амфитеатр. В средневековье он камень за камнем был разобран, а вокруг бывшей арены построили жилые дома. От римских времен остались только сводчатые переходы, через которые на площадь некогда выходили гладиаторы. Сегодня подарками размещаются десятки магазинчиков и кофеен.
Это колокола церкви Сан Фредьяно. Верхняя часть фасада украшена мозаикой в византийском стиле, представляющая Христа в окружении ангелов и апостолов. Часы на башне Торре дель Оро не останавливаются уже несколько веков.
Великолепный дворец Палаццо Пфаннер XVII века вполне мог бы стать резиденцией короля. За дворцом раскинулся сказочный сад, природа и искусство переплелись здесь как нельзя более гармонично.
Церковь XII века Сан Микеле ин Форо стоит, как явствует из ее названия, на месте бывшего римского форума. Жители Лукки не скупились на пожертвования, чтобы постройка стала гордостью города. Располагая практически неограниченным бюджетом, архитектор храма Гвидо Дакомо не экономил на дорогом мраморе и щедро инкрустировал им романский фасад. В соборе не было органа, поэтому известнейший житель Луки композитор Джакомо Пуччини должен был играть и сочинять дома на фортепиано. Нехватка слушателей и плохая акустика не помешали ему создать такие знаменитые оперы как «Мадам Баттерфляй», «Тоска» и «Турандот». В доме, где родился композитор теперь размещается музей. Другое место, посвященное памяти композитора – вилла Пуччини на Лаго Массачукколи, где он жил вместе с женой Эльвирой и сыном Тонио.
Палаццо деи Кавальери – символ нового расцвета, наступившего благодаря герцогу Козимо I. Он приказал построить в Пизе резиденцию для основанного им рыцарского ордена Кавальери ди Санто Стефано. Перед величественным зданием стоит памятник основателю. Дворец, спроектированный Джорджо Вазари, похож на богатый иллюстрированный альбом, который можно рассматривать бесконечно. Во времена Наполеона Палаццо деи Кавальери был превращен в университет, действующий до сих пор. Теперь это известная и уважаемая Скуола Нормале Суперьоре, высший педагогический институт. Неподалеку от дворца возвышается церковь, также построенная Джорджо Вазари. Это церковь Санто Стефано, задуманная как место молитвы рыцарей из ордена Сан Стефано. В великолепных интерьерах воины просили о божественном заступничестве перед переломным сражением с турками в битве при Лепанто.
Палаццо дель Оролоджо во времена Средневековья был тюрьмой. В его башне десятки приговоренных приняли голодную смерть. В этих воротах встречаются старинные и современные искусства.
Чтобы узреть все великолепие Кампа деи Мираколи, нужно спуститься вниз. Наверное, нет другого такого места в Тоскане, где бы на столь малой площади было собрано столько гениальных творений архитектуры с религиозной тематикой. Это место вполне заслуживает свое название «Площадь чудес». В западной части площади возвышается величественный кафедральный собор. В его богатом орнаменте можно обнаружить восточные мотивы, ведь это здание было построено вскоре после победоносной войны с сарацинами. Напротив собора расположен баптистерий со знаменитым мраморным амвоном. Каждый день памятники на Кампа деи Мираколи посещают десятки тысяч туристов. Несомненно их было бы гораздо меньше, если бы компанилла стояла на более твердом грунте. Башня начала клониться уже в ходе строительства, которое, однако, было доведено до конца, и мировая архитектура пополнилась удивительным курьезом. Сложные гидравлические системы помогают башне противостоять закону всемирного тяготения. 55-метровая падающая башня, построенная в 1350 году, отклонена от вертикали более чем на 5 метров.
Слава Луке Гини за этот прекрасный сад – самое подходящее место для того, чтобы привести в порядок растрепанные чувства. Здесь под стеклом живут растения из всех климатических зон Земли. Инициатором создания ботанического сада был герцог Козимо I. Возможно этот прекрасный природный заповедник, также как дворец и церковь, был создан с мыслью о рыцарях его ордена.
Здесь на гранитной набережной Арно мы открываем еще одну жемчужину архитектуры – маленькую церковь Санта Мария дела Спина. Она была построена как шкатулка для необыкновенной реликвии – терния из венца Христа, об этом напоминают иглы по краям крыши. В этом месте воды Арно впадают в Лигурийское море. В дельте реки лежит Марина ди Пиза, наполовину курорт, наполовину рыбацкая деревушка. Курорт и деревушка соединяются в местах, подобных этому. В ресторанах отдыхающие наслаждаются свежевыловленными дарами моря. Часть улова оседает на местном рынке, где делают покупки жители со всей округи. Возможно предложение не отличается разнообразием, но итальянские повара могут приготовить аппетитные Фрутти Демаре десятками способов.