Греция достопримечательности, интересные места отдыха
отдыха за 1 минуту
Название: Греция
Государственный язык: греческий
Население: свыше 10 млн. человек
Национальная валюта: EUR
Валюта продажи туров: EUR
Продолжительность перелета из Москвы (в часах): 4




- Экскурсия в пещеру Петралона
- Экскурсия в пальмовый лес Ваи
- Круиз на яхте по заливу Мирабелло
- Экскурсия на залив Балос
- Экскурсия в ущелье Самарья
- Круиз по островам Паксос и Антипаксос
- Морская прогулка на пляжи острова Диа
- Гортис – Фестос – дикие пляжи юга - форелевое озеро Зарос
- Обзорная экскурсия по острову Корфу
- Дион-Олимп-Вергина
Перед мечетью Дифтирдар, увенчанная красным шпилем минаре простирается платея Элифтериас - площадь Свободы. Здесь царит оживление, рядом размещаются торговые залы и десятки кафе. Здание городского рынка возникло во времена итальянской оккупации. Несколько лет назад оно было основательно отремонтировано, и теперь рынок считается самым чистым рынком в Греции, что одни подчеркивают с гордостью, а другие с иронией. Прилавки прогибаются под тяжестью свежий, средиземноморских деликатесов.
Обновленные стены и купола Агия Параскевы, резиденции епископа Коса, очаровывают пастельными тонами. Церковь была построена в 1932 году на террасе над торговым залом. Не все здания на Косе можно назвать шедеврами архитектуры, этого звания точно не заслуживает серая застройка XX века, зачастую подавляющая то, что должно быть заметно в первую очередь. Каждый новый строительный проект вызывает трепет в научном мире. Любая стройплощадка может превратиться здесь в археологический лагерь.
Дворец Справедливости 1928 года был построен во времена итальянской оккупации. Величественная стена кругом опоясывает Замок рыцарей - иоаннитов, построенный в XIV - XV веках на небольшом полуострове на южной стороне порта. Высокие стены замка должны были оберегать его обитателей от воинств Османской империи. Грозно выглядят, расположенные у берега греческие корабли. В замок можно попасть по каменному мосту, под которым сегодня вместо рва тянется красивая, засаженная пальмами пешеходная улица. Рыцари Мальтийского ордена или иоанниты прибыли на Кос в 1315 году. Чтобы обезопасить свои владения, они начали строительство первого замка, он возник на фундаменте бывшей византийской крепости. Когда в конце XV века угроза со стороны османов стала вполне реальной, великий магистр Пьер д?Обюссон велел окружить замок могучей внешней стеной. Она была готова в 1514 году, но уже спустя 9 лет турки показали, что для них не существует недоступных крепостей. Господство иоаннитов на Косе стало историей.
Сегодня со стен крепости прицеливаются не орудия, а фотоаппараты, направленные на порт и старый город. Внутри крепостных стен действует очередной археологический лагерь. Покрывающая его трава и дикие цветы позволяют думать, что работы ведутся не слишком оживленно. Средневековые стены действительно производят впечатление, но проигрывают по сравнению с панорамой, которая открывается из каменных бойниц. В некоторых местах сохранились гербы великого магистра ордена. Крестоносцы без колебаний использовали в качестве строительного материала фрагменты античных колонн и скульптур. Те из них, которые удалось достать из основания и стен крепости, выставлены во дворе.
На Косе всего несколько шагов могут разделять античность и времена крестовых походов. Минувшие эпохи тесно сплетены с современностью. Строительство ведется, прежде всего, в расчете на туристов, которых становится все больше с каждым годом. Вдоль портовой набережной и в старом городе появились десятки магазинов, ресторанов, сувенирных магазинов и таверн.
Декумана - мощеная улица еще древних времен, соединяет Одеон с руинами Гимназиона эллинской эпохи. Неплохо сохранилась беговая дорожка, некогда над ней была крыша, которую поддерживало 81 колонна. 17 уцелевших колонн отреставрированы, и установлены заново. Гимназионы или гимнасии в эллинскую эпоху исполняли роль школ, в которых особый упор делался на физическое воспитание юношей. Также преподавались математика и философия.
Асклепий был сыном Аполлона и смертной нимфы по имени Каранида. По легенде, уже, будучи беременной, Каранида влюбилась в смертного Исхия. Узнав об этом, разгневанный Бог сжег нимфу, но выхватил из ее чрева младенца. Уцелевшего Асклепия он передал на воспитание кентавру Херону, который обучил его медицине. Асклепий был исключительно понятливым учеником, что доказал, возвращая здоровье десяткам больных. Он научился даже воскрешать мертвых, чем прогневал Зевса, не желавшего, чтобы люди обрели бессмертие. За непослушание Зевс всегда карал смертью. Так случилось и на этот раз, но Асклепий продолжал врачевать, находясь даже в царстве мертвых. Его помощниками на земле были асклепиады - врачи - потомки Асклепия. Одним из них считался Гиппократ.
Гиппократ перевернул древнюю медицину. Он был первым врачом, разумно использовавшим способы диагностики и лечения болезней. Кроме того, он создал их классификацию. Гиппократ лечил и учил лечит других. Из - под его пера вышло несколько эпохальных научных произведений. По сей день используются, сформулированная им врачебная клятва, главный принцип которой «не навреди».
В том виде, в котором мы его знаем, Асклепион возник уже после смерти отца современной медицины. Отстроил курорт после землетрясения болезненный император Клавдий. В эпоху раннего христианства часть комплекса была перестроена в церковь. Алтарь был устроен на каменной плите, поддерживаемой фрагментом античной колонны. Христианские архитекторы без зазрения совести использовали в качестве строительного материала мрамор Асклепиона. На всякий случай, чтобы очистить мрамор от язычества, на каждом камне вырезали имя Иисуса. В 391 году император Феодосий издал дикрет, запрещающий языческие культы. Но, несмотря на это, язычество Асклепия продолжало действовать. В отличие от Эмброса, Асклепион перестал быть лечебным курортом. Сегодня, это исключительно античный музей. На схеме показаны как выглядели первоначально, и где находились отдельные объекты комплекса. На центральной террасе стоял храм Аполлона, рядом находились жилища Асклепиадов. На самом высоком уровне был расположен большой дорический храм.
Рыбацкая деревушка Лимионас. Каменную стенку построили рыбаки в 80-х годах XX века для защиты лодок от морских бурь. Благодаря преграде, возник и прекрасный пляж. Волны больше не размывают побережье. Здесь нет ни отелей, ни деревенских домов. Единственное здание в этом естественном порту - таверна «Лимионас», которую знатоки считают лучшим рыбным рестораном на острове.
По другую сторону мола, уже ничто не защищает побережье от ударов волн, которые с силой разбиваются о скалы. Купаться здесь категорически запрещено.
Плакия Иликомении - центральная площадь Мандракии и окружающий ее лабиринт узких улочек волнует воображение. Это, пожалуй, одно из прекраснейших мест на всем Додеконесе. Жители прилагают немалые усилия, поддерживая любимый Мандракии во всем блеске. Среди отреставрированных зданий есть Демархио - ратуша в классическом стиле, построенная в 1931 году. Улочка ведет к церкви Панагия Патаметисос. Особенность греческих храмов состоит в том, что снаружи они выглядят очень скромно, зато внутри полны роскоши. Также обстоит дело и в этом случае.
На западном конце города находится замок XIV века. Его построили рыцари - иоанниты на основании уже существовавшей крепости. Большая часть замка, к сожалению закрыта из-за опасности обрушения полов. Можно заглянуть в монастырь Панагия Спелиани, построенный на территории замка в первые годы XVIII века. Его гордость - в золоте и серебре из новооклада икона Божьей матери с младенцем. Со скалы, на которой стоит замок, виден весь Мандракий с белыми домиками, притулившимися у подножия черного склона на фоне Эгейского моря.
Почти идеально круглый, 6-ти километров в диаметре остров пересекает одно-единственное шоссе. По обеим его сторонам сочная зелень, вулканическая почва способствует богатой растительности. Наверху неожиданная смена пейзажа. Этот райский уголок возник из огня. В самом центре острова спрятался пышущий серой дремлющий кратер. Огромная кальдера сформировалась более 24 тысяч лет назад после гигантского извержения, стершего в порошок конус, диаметром несколько километров. Внутри кальдеры рассеяны кратеры поменьше, среди которых наиболее заметен Стефанос - 350 метров в длину и 250 в ширину. На дно кратера ведет крутая, каменная тропинка. Из щелей поднимается горячий пар, ногам становится горячо, мы чувствуем себя неуютно. Пахнет сероводородом, рядом булькает странная жижа. Возможно, это иллюзия, но создается впечатление, что почва вибрирует. Несмотря на заверения ученых, не верится, что вулкан находится в состоянии покоя.
В прежние времена, когда еще не было водолазных костюмов, ныряльщики опускались на дно с грузом из камней. Многие тонули, не сумев избавиться от балласта, кто-то умирал от кессонной болезни. В XIX веке начали использовать резиновые скафандры и тяжелые шлемы с воздушными шлангами. Благодаря им, можно было погружаться на глубину до 80 метров и оставаться под водой более часа. Но и такая экипировка не гарантировала безопасности. Жители Калимноса не мыслят свою жизнь без моря. Земля слишком бедна, чтобы обеспечить достойное существование, а поскольку главным богатством окрестных вод были колонии губок, то именно они стали главным источником дохода островитян. Сезон ловли начинается в апреле, тогда ловцы отправляются в море. С прежних времен, колонии губок сильно поредели, и ловцы вынуждены уплывать все дальше, вплоть до африканского побережья. Отплытие и возвращение флотилии важнее событие в островном календаре. Ныряльщиком провожают праздничным пиром, которому сопутствуют не только танцы и пение, но также и молитва. Еще более бурное веселье ждет ловцов по возвращении, разумеется, если все вернулись целыми и невредимыми.
Хоть настоящие губки все еще находят своих почитателей, островитяне переходят на другие, менее опасные и лучше оплачиваемые профессии. Гораздо больше можно заработать на ловле тунца и рыбы - меч. В порту Потии базируется довольно большая, в 450 судов рыбацкая флотилия. Еще более прибыльное занятие, связанное с обслуживанием туристов, которых с каждым годом все больше. Однако, на километровой портовой набережной не так то просто найти, например, магазин сувениров. Видимо, туристический бизнес здесь еще в стадии развития. Гораздо лучше дело обстоит с гастрономической отраслью, на набережной, на каждом шагу находятся кофейни, таверны и рестораны. Потия - шумный городок, где тон пока задают местные жители, а не туристы. Атмосферы тихой рыбацкой деревушки нет и в помине, но постоянное бурление жизни придает острову свою прелесть. Особенно зимой, когда курорты Додеконеса пустуют.
На Акрополе, где сегодня каждый день толпятся десятки тысяч туристов, находилось святое место - Эрехтейон, лишь немногие допускались сюда, чтобы принести жертву Богам. Входить в него надо было через Пропилеи, которые по распоряжению Перикла построили крупнейшие мастера эпохи. Прекрасные кариатиды сотни лет поддерживают фронтон храма. Эрехтейон был местом почитания Афины, покровительницы городов и Посейдона, которые спорили за господство над Афинами. Его название связано также с судьбой героя Эрехтея, который защитил город от Эвмопа, сына Посейдона. А когда Акрополь стал турецкой крепостью, здесь разместился гарем командующего армии - победительницы.
Сегодня в Спили живут сплошь пожилые люди, молодежь уезжает на побережье - в Ираклион или Ретимнон, где хватает развлечений и возможностей для заработка. Традиционные добродетели - филотимо и фелоксиния, вежливость и гостеприимство уже некому передавать.
В тавернах царит полное спокойствие, но в кухне уже кипит работа перед вечерним нашествием голодных гостей. Кокоредши - это блюдо, которое традиционно едят на Пасху, рулет из рубца ягненка, поджаренный на углях. Планта реи - все течет. Платон развил мысль Гераклита - «все течет, все изменяется». Западная часть острова богаче водой, чем все остальные вместе взятые. Весной природа предстает во всем великолепии. Глядя на буйное цветение, не приходится удивляться, что древние критяне более всего почитали мать - природу и божества плодородия.
Горная деревушка разместилась под вековыми платанами. Самым старшим из них может быть 2 тысячи лет. Источники сливаются и совместными усилиями прокладывают себе путь вниз, к морю. Они обозначают артерию, вдоль которой расцветает жизнь. Этот путь притягивает перелетных и водных птиц. Вода собирается в озере Курнас, недалеко от Ретимнона. Подземные источники насыщают единственный натуральный водоем с пресной водой на острове. Два километра на водном велосипеде через озеро Курнас - это по силам каждому. Наградой послужит возможность понаблюдать за водными обитателями, в кристальной воде видны разные виды рыб, раки, крабы, водяные змеи и черепахи.
Произведения странствующих художников украшают переулок, ведущий из порта к знаменитому платану Гиппократа и мечети Гази Хасан - Паша. Стройный минарет - первая из трех башен, придающая городу восточный колорит. Купол фонтана для омовения поддерживают коринфские колонны. Это не единственный пример смешения архитектурных традиций греческого православия и ислама. Что ж, турки господствовали на Косе 390 лет. Что интересно, вечный конфликт между греками и турками здесь не ощутим. На острове царит симбиоз культур, символическим выражением которого является архитектура.
Арабская каллиграфия в тени одного из известнейших деревьев Европы - платана, посаженного Гиппократом. Согласно легенде, знаменитый врач учил студентов в тени дерева, которое посадил своими руками. Ученые сомневаются в справедливости этого мифа. Дерево действительно обладает впечатляющими размерами. Диаметр ствола - 10 метров, однако исследования уверено показали, что ему не более 700 лет. Живший в V веке до рождества Христова, Гиппократ никак не мог его посадить. Зато прародитель современной медицины совершенно точно родился на Косе, и в Асклепионе основал свою первую школу.
В XIX веке на Симе проживало 15 тысяч человек, больше чем на Родосе. Благодаря ловле губок и производству лодок остров был важным торговым центром. Появление пароходов и распространение синтетических губок привело Сими к экономическому кризису, многие жители покинули остров в поисках хлеба насущного. Население сократилось до 3 тысяч. Старый порт оброс прилавками и тавернами, но из другой сказки. В барах легче найти фаст-фуд, чем традиционные блюда греческой кухни и на лотках, не считая губок, царит безвкусица.
Благодаря удобному расположению в естественной бухте, Линдос в древности был важным торговым центром, у него были даже собственные верфи. Период расцвета пришелся на VI век до н.э, тогда в годы правления тирана Клеобулуса Линдос владел иностранными колониями. Тогда и началось строительство каменного храма Афины, вместо скромного деревянного святилища. Могущество Линдоса длилось вплоть до римской эпохи. В византийские времена на Акрополе появилась крепость, призванная охранять жителей от пиратских нападений, позже ее перестроили госпитальеры. В средневековье залив называли именем Святого Павла, как гласит легенда, апостол укрылся здесь от бури во время своего путешествия в Рим.
В Линдосе были обнаружены интересные находки. Считается, что здешний храм был одним из главных в древнем мире. Мы знаем о нем достаточно много, благодаря записям, своеобразному дневнику строительства, сделанному на камнях. Открытие сделали датские археологи, поэтому часть находок была вывезена в музей в Копенгагене. В те времена, когда проводились работы, Родос находился под властью Турцией, датчане поделились найденным с турками и другая, значительная часть находок была отправлена в Константинополь.
На третий по величине остров Додеконеса - Карпатос, мы можем попасть с Родоса по морю или по воздуху. На карте Карпатос лежит ровно посредине между Критом и Родосом. Остров имеет вытянутую форму, от северной до южной оконечности - 48 километров. Северную часть занимает горный хребет, достигающий высоты 1220 метров. По сравнению с Критом и Родосом скалистые Карпатос не столь популярен у туристов. Его суровая северная часть носит дикие черты. Здесь нет больших отелей, в живописных бухтах можно найти лишь одинокие пансионаты в поселениях.
Скалистые хребты придают Карпатосу особый строгий вид. В зависимости от угла падения солнечных лучей, романтичный дикий край приобретает разные оттенки. Здесь не слыхать моторов и грохота дискотек, ничто не заглушает приятного шума волн. Но море, омывающее остров отнюдь не так невинно, как может показаться. Местами оно достигает глубины 2500 тысячи метров, довольно много и опасных течений, к ужасу моряков, о которых писал еще Гомер. Водное пространство между Карпатосом и Родосом до сих пользуется у знатоков моря не лучшей репутацией. Особенно с июня по декабрь, когда преобладает сильный ветер мельтеми, достигающий 8 баллов по шкале Бофорта.
Столица острова - город Карпатос, известный так же, как Пегадия. Столицей, город стал в 1892 году, но его история началась гораздо раньше. Он возник на месте бывшего дорийского поселения, покровителем которого был Бог моря - Посейдон. Над нынешним портом располагался Акрополь античного городка. Современный облик Пегадии, в котором преобладает дешевая, скучная застройка имеет мало общего с мечтами туристов. Недостаток среднеземноморского колорита компенсируется живописным расположением в заливе Вронтис.
В столице проживает 3 из 7 тысяч островитян, с каждым годом растет количество тех, кто зарабатывает на туризме. Но пока что главным источником доходов здесь остаются рыбная ловля и сельское хозяйство. Лов рыбы остается трудным и опасным делом, поскольку совершается традиционными методами, как и столетия назад. Рыбаки уходят в море на несколько дней, сразу же по возвращении на берег, они раскладывают рыбу в ящики со льдом. Только свежий товар пользуется хорошим спросом.
Деревенская церковь Богородицы с высокой башней была построена в XV веке. Успение Богородицы - один из самых важных в православном календаре обрядов. Он празднуется в деревне на протяжении нескольких дней. Олимпос считается одно из самых красивых деревушек островной Греции и в то же время наиболее аутентичной. Действительно, немного осталось таких мест, где многовековые традиции чтутся с таким уважением. Выше, над жилыми домами стоят обращенные к морю старые ветряные мельницы, в память о тех временах, когда Олимпос был отделен от всего мира. После Второй мировой войны он опустел, на пороге новой эпохи многие жители отправились в поисках лучшей жизни за границу - В Америку и Австралию.
Столица острова - Ираклион. В Ираклионе проживает каждый 5-й критянин. Город является экономическим, культурным и торговым центром острова. На главной городской площади греческий смешивается с десятками других языков. В центре возвышается памятник неизвестному солдату. В истории Крита немалую роль сыграли венецианцы, это они окружили Ираклион могучим кольцом стен, которые должны были оберегать не только от внешних захватчиков, но и от критян - невольников. Венецианцы вступили во владении островом в XIII веке, выкупив его у ламборгийского правителя. А тому Крит достался в качестве платы за участие в 4-м Крестовом походе. С приходом венецианцев, на острове развилась архитектура и изящное искусство. Фонтан Маразини носит имя одного из венецианских губернаторов. Четыре каменных льва - атрибуты венецианской республики, барельефы представляют персонажи греческой мифологии, Бога морей - Посейдона и отца Богов - Зевса, который в образе быка несет финикийскую царевну Европу на Крит.
На краю площади Платия Венезелу высится изящная башня XVII века. Сегодня в ней размещается ратуша. Поначалу же она служила местом встреч и бальным залом на венецианско - критской аристократии. Медальоны в холле представляют знаменитых сынов города - писателя и философа Никоса Казанзакиса и художника Доминикоса Теотокополоса, известного под именем Эль Греко. Обезглавленная статуя римских времен стояла здесь добрых пару сотен лет, прежде чем венецианцы сделали ее частью прекрасного фонтана Бембо.
Церковь Агиос Титос - старейший храм в городе. Она была построена еще в византийские времена в честь святого Тита, первого миссионера и покровителя острова. В XIX веке турки перестроили церковь в мечеть, используя центральный предел и четыре боковых в качестве типично мусульманских молитвенных ниш. В 1925 году церковь была возвращена православным прихожанам. Смерть объединила людей различных вероисповеданий в одной крипте, здесь бок о бок лежат и мусульмане и христиане.
В порту Ираклиона сегодня встают на якорь огромные грузовые и
пассажирские суда. Напротив размещается средневековый порт, он прилегает
к Кулис, величественной крепости, построенной венецианцами.
К крепости ведет длинная платформа. Кулис 22 года успешно отражала
нападения османов. Следы от снарядов, растрескавшийся лев Святого Марка и
застрявшие в стенах ядра напоминают о наиболее драматичном моменте в
истории острова. Сегодня в крепости проводятся различные художественные
выставки. Летом, на ее территории проходят театральные представления и
концерты.
Со стен виден как на ладони весь Гераклиум.
Именно так, в честь Геракла, назвали древнюю деревушку дорийцы,
прибывшие на остров примерно за тысячу лет до н.э. Геракл пришел на
Крит, чтобы совершить свой 7 из 12 подвигов - поймать того самого
бешенного быка, от которого произошел Минотавр. С задачей Геракл
естественно справился. Ираклионом бывшая деревушка стала называться
после того, как город покинули турки, то есть в конце XIX века. С тех
пор Ираклион остается административным центром Крита.
Историю порта с ранне - христианских времен и до наших дней можно проследить в местном историческом музее.
Два зала музея посвящены Никосу Казандзакису. В детстве Никос был
свидетелем турецких восстаний, атмосферу, в которой рос будущий
писатель, он мастерски отразил в своем самом знаменитом произведении,
романе «Я грек Зорба». Это полная тепла и оптимизма история принесла
Казандзакису мировую славу. Писатель похоронен на вершине венецианского
форта Мартина. На его надгробии написаны слова, прекрасно выражающие
философию критян: «Ничего не жду, ничего не боюсь. Я свободен».
Открытие Эванса стало сенсацией мирового уровня, оно доказывало, что уже в III тысячелетии до нашей эры задолго до античной Эллады, в Европе существовала высоко развитая культура, сопоставимая с цивилизациями Египта, Ассирии и Месопотамии. Сэр Эванс, археолог - любитель решился реконструировать дворцовый комплекс. Несмотря на голоса протеста различных ученых мужей, он сложил воедино тысячи фрагментов руин, а те части, которые найти не удалось, достроил из бетона. Неизвестно насколько конструкция аутентична, но она производит впечатление.
В восточном крыле комплекса алебастровые ступени ведут в подземелье. По легенде, в лабиринте коридоров содержался Минотавр, получеловек - полубык, родившийся от связи жены Миноса с быком, подосланным Посейдоном. Лабиринт, по приказанию царя построил гениальный изобретатель Дедал. Чудовище было убито афинянином Тесеем. Благодаря нити Ариадны, он сумел выбраться на волю и освободить будущих жертв быка, но это лишь миф. Скорее всего, запутанные коридоры имели утилитарное значение. Они соединяли между собой жилые, хозяйственные, гостевые и храмовые помещения. Исследователи не пришли к единому мнению относительно предназначения дворца. На культуру фараонов не похоже, здесь не сохранилось ни одного изображения правителей. Царь Менус был известен в микенской культуре, может быть он и стал прототипом мифического Миноса.
Не исключено, что Кносс был вначале святилищем. Некоторые экспонаты археологического музея в Ираклионе подтверждают эту теорию. Главным божеством в минойской религии была великая мать - богиня плодородия и урожая. Идолы - культовые фигурки из глины, выдают радостное, гедеонистическое отношение минойцев к жизни. Прыжок через быка - мотив, повторяющийся на фресках, посуде и статуях во всех минойских дворцах. Неизвестно, было ли это соревнование мужчин в ловкости или частью какого-то ритуала. С уверенностью можно сказать, что культ быка играл в минойской культуре важную, если не главную роль. Быков здесь приносили в жертву, скорее всего как символ обуздания человеком сил природы.
О высоком уровне минойской цивилизации свидетельствуют филигранные золотые изделия. Печати с миниатюрными рельефами, предметы быта украшения, очаровывают своей красотой и искусным исполнением. А это поле для игры выполнено из слоновой кости, покрыто золотом и интарсией. Топор с двумя лезвиями - лабрис, служил не для битвы, а для ритуальных целей. Это изображение многократно появляется на постройках минойской эпохи. Шедевром инженерной мысли можно назвать водопроводную систему Кносского дворца. Специальные каналы служили для подачи воды из источников и водостоков. В некоторых местах хитроумной конструкции разогнанная вода даже текла вверх. Минойские строители были мастерами своего дела.
Эванс определил, что здесь находилась ванная комната царицы, а рядом мегарон - спальные покои владычицы, украшенные прекрасными фресками. Тронный зал, здесь принимались политические решения. Оживленная торговля с соседями по Эгейскому морю принесла минойцам огромные богатства. Следы огня указывают на катастрофу, видимо ту, что постигла остров в 1450 году до н.э. Речь идет об извержении вулкана на близлежащем острове Тира или Санторини. Активность вулкана повлекла другие катаклизмы - землетрясения, цунами и пожары, уничтожившие много зданий. Первая высокоразвитая культура Европы погибла за несколько дней. Катастрофа уничтожила и материальные достижения, и историю, и мифологию минойской цивилизации.
Акваторию порта окружают небольшие венецианские особняки. Нижние этажи заняты уютными тавернами и кофейнями. К западу от порта раскинулся живописный квартал Топанос, когда-то заселенный турками. Трудно отказать ему в красоте, хотя запущенные средневековые фасады просто взывают к реставраторам.В квартале Эвраики, в одном из дворов стоит синагога. В 1944 году все евреи были депортированы немцами, но ни не попали в концлагерь. Их корабль взорвался в открытом море при таинственных обстоятельствах. Сегодня еврейская община Хании - это лишь горстка людей. Еще труднее найти в лабиринте улочек католическую церковь. Настоящая редкость на православном Крите.
Полноценная экскурсия потребует около 6 часов. За это время надо преодолеть более 18 километров. Старт на плоскогорье Омалос. Огромное ущелье выточено водой, известняк оказался податливым материалом. Весной, в начале сезона нет никаких проблем с питьевой водой, которая бьет из кристально - чистых горных источников. В 1962 году ущелье было взято под охрану в статусе национального парка, прежде всего, чтобы сохранить редкие виды растений и животных, таких как, например, дикая коза кри - кри. С 1960-х годов численность этих копытных возросла с 200 до более, чем 2000 особей.
Скалистые склоны как открытая книга истории земли. В некоторых слоях можно найти окаменелые организмы, возраст которых более180 миллионов лет. В скалистых расщелинах поселились хазмафиты - растения, живущие кусочками мелкозема, попавшие в трещины камней. У «железных ворот» просвет между каменными стенами всего лишь три метра. Весной, когда с гор течет талая вода, переход через это игольное ушко становится весьма мокрым делом. Опытный пешеход преодолеет все ущелье за 6-7 часов.
И Византия оставила в Гортине свой след - величественную базилику святого Тита. На противоположном краю археологического лагеря тоже есть на что посмотреть, обломки древних колонн, поросшие зеленью, создают удивительную композицию.
Ретимнон означает «поток», древним жителям питьевую воду давал венецианский колодец ретимонди, в который она попадала из источников Аргируполиса. Насчитывающий 4 века колодец, это смешение стилей - львиные головы, это типично венецианское украшение. Коринфские колонны относятся к греческой античности, а верхнюю часть с крышей надстроили турки.
Несколько сохранившихся мечетей вносят восточную ноту в архитектуру Ретимнона. Несмотря ни на что, критяне с уважением относятся к тому, что осталось от захватчиков. Одна из наиболее характерных построек - минарет мечети, с некоторых пор обнесенный лесами, на которых ведутся реставрационные работы. Венецианский порт с молом и турецкий маяк - очередной живописный уголок Ретимнона. Дворцы вдоль набережной, частично обновленные, служит жилыми домами и отелями. Нижние этажи занимают кафе и таверны. В меню конечно масса даров моря, между рестораторами большая конкуренция, поэтому они стараются привлечь гостей эффектными витринами. То, что попадает на стол, редко вылавливается в окрестностях, они уже немилосердно опустошены. Как это ни печально, самые, что ни на есть греческие блюда готовятся из рыбы, импортированной из Аргентины и Канады.
Сития со своими 9-ю тысячами жителей осталась спокойным, тихим городком. Туризм играет в нем второстепенную роль. Главным источником дохода были и остаются рыболовство, торговля и сельское хозяйство. Рыбная ловля и ничегонеделанье являются здесь привилегией мужчин. Портовая набережная принадлежит им, удел женщин - домашнее хозяйство. Каждое лето массовый туризм захватывает северное побережье. Сития остается оазисом спокойствия.
Приезжие, предпочитающие развлекательную атмосферу, выбирают другие места, например, пляж Вайи в тени пальм. Как у почти каждого местечка на Крите у этого уголка есть своя красочная история. На сей раз с финиковыми пальмами в главной роли, как они попали на Вайи? Вместе с сарацинами, которые высадились здесь в 824 году. По легенде, прежде чем начать кровавое завоевание острова, они уселись на пляже и набросились на последние запасы пищи, которые у них оставались - финики. Из выброшенных косточек выросла единственная на острове пальмовая роща. Однако ботаники опровергают этот миф. На самом деле местные пальмы являются индемическим видом, т.е. они не могли попасть на остров извне. Но туристов обычно не интересуют такие нюансы. Каждый день пляж заполняется до отказа, об удовольствиях в духе Робинзона нет и речи. Толпы отдыхающих - это единственный минус, его компенсируют сказочные виды.
Восточная оконечность Крита негостеприимна. Здесь лишь скалы, скудная растительность и ветер. За всю долгую историю критской цивилизации нашлось немного желающих тут осесть. Побережье очаровывает цветовой мозаикой, сочная зелень кустов, голубизна моря и ржавый оттенок скал.
Памятник в честь обретения независимости после Второй мировой войны. Губернаторский дворец не случайно похож на дворцы венецианских дожей. Когда его реставрировали, Родос находился под властью Италии, оккупация продолжалась с 1912 по 1947 год. Сегодня во дворце размещаются местные власти. Под массивными стенами раскинулся Нео Агора - Новый рынок. Несмотря на восточный стиль, его строители итальянцы.
Посреди старого города высится розовая часовая башня, построенная в 1851 году на развалинах бывшей оборонной башни. За небольшую плату можно войти внутрь, подняться по лестнице и полюбоваться видом города на фоне моря.
С уверенностью можно сказать, что один из красивейших памятников архитектуры на Родосе - дворец Великих магистров с великолепным порталом. Гордость города - сохранившиеся почти без изъяна городские стены XIV века. Продуманная система укреплений - шедевр средневековых инженеров многократно оказывалась непреодолимой преградой для вражеских армий. Ворота Добмуас охраняли вход во дворец Великих магистров и были наиболее укрепленной частью комплекса. Под ними проходил ров, который сегодня служит местом прогулок, разбросанные вокруг пушечные ядра, пожалуй, не мешают. Ворота Элефтериас были выбиты в стене итальянцам в 1924 году, сегодня здесь разрешено и автомобильное движение.
Дворец Великих магистров, коих здесь обитало целых 19, был построен в середине XIX века. Твердыня выдержала землетрясение, но рухнула в результате случайного взрыва. Свой нынешний вид она приобрела после реставрации, проведенной итальянцами в 30-е годы XX века. Внутренний двор выложен мраморными камешками, подобные мозаики можно увидеть во многих уголках города. Орден госпитальеров возник как благотворительное братство в 1070 году. Первоначально он опекал больных паломников и купцов, а во время Первого крестового похода превратился в рыцарский орден. Иоанниты подчинили себе Родос в 1309 году, в XVI веке остров захватили турки, 180 уцелевших рыцарей нашли прибежище на Мальте. Там история замкнула круг, браться по ордену вновь посвятили себя медицинской и благотворительной деятельности. Продолжатель дела госпитальеров, действующий по сей день - Мальтийский орден.
Статуя Лаокоона в одном из залов Дворца - точная копия знаменитого оригинала из Ватиканского музея Пиа Клименто, живописующая гибель Троянского жреца и его сыновей. Во Дворце множество восхитительных сокровищ прошлого, к самым эффектным относятся мозаики. Эллинистическая, с изображением медузы и ранне - итальянская, привезенная с острова Кос. Городские стены открыты для осмотра только по вторникам и субботам, для участия в экскурсии необходимо вовремя явиться на место сбора, в 14:30 под оружейными воротами дворца.
Укрепления были обновлены после первой осады в 1480 году. Госпитальеры привезли на остров итальянских и французских архитекторов, которые занялись перестройкой твердыни. Самым трудоемким делом было расширить валы до 12 метров и построить вдоль них круглые башенки, для того, чтобы успешно противостоять обстрелу из орудий. Все городские стены были поделены на 8 отрезков, оборона каждого из них была доверена отдельному братству.
Рыцарский дом для странников в поздне-готическом стиле был построен на
месте античного тракта, который связывал порт с храмом Гелиоса. На
руинах последнего был выстроен дворец Великих магистров. С обеих сторон
поднимаются дома рыцарей - госпитальеров, так называемые постоялые дворы.
Гербы на фасадах указывают, кому принадлежал дом, а цифры рядом год
постройки. В то же время когда Колумб открывал Новый Свет, на Родосе
установили свое господство французы. Сегодня на бывшем французском
постоялом дворе, украшенном гербовыми лилиями короля, размещается
французское Консульство. Рыцарские братства собирались на общих
трапезах, за которыми советовались и принимали посольство.
На высоте более 200 метров расположен один из трех дорийских городов Родоса - Ялисос. Он все еще ждет археологических исследований, которые возможно позволят совершить удивительные открытия. Кипарисовая аллея, ведущая наверх, упирается в руины храма Афины, рядом монастырские постройки госпитальеров. В ранне - христианскую эпоху южная часть храма была переделана в базилику, где сохранилось интересное углубление в форме креста, когда-то здесь была купель. Сегодня у подножия рыцарского храма проходят крестины и венчание.
Немного ниже находится церковь Агиос Георгиос, встроенная в горный склон. Фрески на стенах однонефного храма относятся к раннему средневековью. На алтарной росписи мы узнаем апостолов, собравшихся вокруг Христа и святого Георгия, победителя дракона.
Долина бабочек - Петалудес, этих красочных насекомых привлекает сюда ароматная пыльца с тираксовых деревьев. К сожалению, некогда большая популяция бабочек уменьшается. Лучше всего любоваться крылатыми обитателями долины с июня по сентябрь. В другие месяцы придется довольствовать разноцветными изображениями бабочек из пера и шелка.
На отвесной скале возвышаются руины рыцарской крепости, это один из наиболее внушительных и сохранившихся замков госпитальеров на Родосе, построенный еще в 1309 году. С башни видны острова Олимия и Халки. Во времена средневековья крепость называлась Вилла Нова, ее строительство поддерживали флорентийские, купеческие династии. Крепость была для них важной точкой на торговом пути.
К сожалению, большая его часть музея в Акратири закрыта для посетителей после обрушения крыши, придавившей британского туриста. Самые значительные экспонаты музея, например, хорошо сохранившиеся фрески в настоящее время выставлены в народном музее в Афинах, а также в конференц - центре Петроса Намикоса в Тире.
На фреске один из первых детских спектаклей в истории театрального искусства. Портреты женщин с чудесными прическами, куски ткани, оставшиеся от элегантных платьев. Этот миниатюрный фриз является не только творением искусства, но и в некотором смысле историческим документом. На нем изображен тирийский флот, отправляющийся в военный поход. Из Акратири, как на ладони виден юго-западный мыс острова Тира. Белые скалы контрастируют с голубизной моря.
На высоком скалистом мысе Акратири стоит маяк, который по сей день указывает путь кораблям, приплывающим с острова Крит. Соприкасаясь с водой, раскаленная лава часто принимала причудливые формы. Эффектно смотрится стена с южной стороны скалистого утеса. В этом месте любителям солнечных ванн приходится обходиться не слишком удобной для сидения поверхностью скалы. Обратная дорога проходит по краю кратера, погруженного в воду, который придает Тире форму серпа.
В северной части острова Санторини находится средоточие красоты - городок Ойя. К склону горы прилепились белоснежные или пастельных тонов домики, церквушки и ветряные мельницы, они разделены узким лабиринтом улочек. Землетрясение 1956 года бушевало здесь не более минуты, но этого оказалось достаточно, чтобы превратить живописный городок в руины. Ойя, отстроенная заново стала еще красивее. В процессе восстановления были учтены и исправлены ошибки, допущенные прежними строителями. Было воссоздано идиллическое средиземноморское поселение, кажется, такие существуют лишь во снах. Ничего удивительного, что многие европейцы готовы потратить целое состояние, чтобы купить здесь хоть самую скромную недвижимость.
Главная улица целиком вымощена мрамором, вдоль нее тянется длинный ряд галерей и ремесленных мастерских. Порт не в состоянии принять огромные лайнеры, да и отелей здесь не так уж много. Поэтому в сравнении с кипучей Тирой, Ойя кажется тихой гаванью. Вечером, когда уезжают последние туристические автобусы, в Ойе остаются лишь 5 тысяч местных жителей.
Внизу у подножья обрыва расположилась живописная бухта рыбацкого порта Аммуди. Красота. Здесь, прямо у воды находится несколько таверн. Столик, разумеется, выставлены на свежий воздух, а в меню свежевыловленные дары моря. За соседним столиком несколько поколений одного местного семейства. Все вокруг наполнено гармонией. В 200 метрах от ресторана, любители солнечных ванн обживают голые скалы. Это самая северная точка Тиры. Удобнее всего перемещаться от острова к острову на пароме. Суда здесь курсируют часто и строго по расписанию.
В национальном музее нашли себе место, нередко после долгой и полной приключения Одиссеи, важнейшие памятники греческой истории. Здесь удалось остановить время. Мы чувствуем дыхание веков. Маленький наездник без устали погоняет свою лошадь. Посейдона нашли в его родной стихии - на дне моря. Бог видно сильно разгневался на тех, кто в свое время хотел его украсть и увлек их вместе с кораблем в глубины. Не трудно себе представить, что он по-прежнему держит свой трезубец и готов к борьбе. Каменные Боги бросают грустные взгляды из-под мраморных век. Их глаза, когда-то нарисованные, давно уже смыты слезами или смотрят туда, куда не суждено заглянуть нам, современным. Древние пытались приручить смерть. На античных надгробиях она предстает в человеческом облике. Гробницы воспринимались как порог, переступая который человек попадает в мир иной.На территории бывшей римской Агоры особняком стоит восьмигранная башня ветров, которая когда-то выполняла функции часов, компаса и флюгера. Любопытно, станут ли люди будущих поколений через тысячу лет с таким же интересом ходить по развалинам наших сегодняшних городов. Окажется ли наша культура настолько притягательна для них, насколько античная для нас. Потом эллинов уютно устроились в тени истории. Они бережно сохраняют ее следы, но кое-где разрушительная мощь времени берет вверх над усилиями человека. Чья повседневная жизнь проходит у подножия Акрополя, тот редко ступает на его вершину. Как правило, именно приезжие ищут там встреч с прошлым, и возможно вдохновения для будущего. Римский император Адриан увековечил символическую границу между тем, что было и тем, что должно было наступить. Он возвел каменную арку, чтобы отделить старые Афины от построенных им кварталов.
Греки любят противоположности. Они могут соединить достойную традицию и кич, но их никто не попрекнет. Любят греки и спонтанные праздники, потому что тогда, как они говорят можно выпустить душу на прогулку. Иногда достаточно нескольких звуков и они уже танцуют. С большим удовольствием греки танцуют в заведениях, которые называются бузукии. Впрочем, не всегда их зрелищные танцы и традиционные праздники полностью импровизированные. Все чаще местные жители работают на туристскую публику.
Восхитительная вечерняя панорама венецианской крепости Паламиди, возвышающаяся над портовым городком Нафплион. В истории страны это место сыграло особую роль. В 1822 году греческие повстанцы захватили крепость и выбили из нее турок. Это событие стало символом освобождения Греции от Османского ига, которое длилось почти 400 лет.
Сегодня здесь сотни туристов, их привлекают не только идиллические виды, но и изысканные рестораны. Конечно главная кулинарная достопримечательность - это свежая рыба, которую в портовых и городских тавернах готовят самыми разными способами. Братья Костас и Янис - владельцы самого старого заведения в городе, которое в их семье переходит из поколения в поколение. Их таверну легко узнать по большим белым бочкам, в них когда-то хранили вино. А вот в неприглядной пластиковой бутылке крепкий цепуро. Здесь ничто не меняется 10-тилетиями, а может и веками. Все происходит в своем ритме.
Бурцы, крепость была построена в XV веке. До 1930 года в ней располагалась резиденция палача. Нафплион пережил бесчисленные осады, его окружали франки, потом венецианцы и турки. Все они оставили в заливе следы своего пребывания. После освобождения Нафплиона от турок городок в течение 5 лет был столицей независимой Греции. Здесь был коронован первый греческий король - юный баварский князь Аттон.
Современная Греция получила независимость в 1830 году после нескольких лет кровопролитной войны с турками. Решающую роль в освобождении страны сыграли героические повстанцы Пелопоннеса. История Паламиди начинается в XVII веке. В это время крепость принадлежала венецианцам, чтобы до нее добраться, надо преодолеть почти тысячу крутых ступеней. Но посещение крепости стоит затраченных усилий. Такие сооружения всегда впечатляют, ведь мы знаем, что за мощными стенами разворачивались кровавые трагедии. Находясь здесь легко себе представить, что некогда тут сражались яростно, не на жизнь, а на смерть.
Крепости использовались так же, как тюрьмы. В этой, например, был заключен один из главных героев войны за независимость Греции, предводитель повстанцев Теодор Калакатронис, впоследствии генерал. Заточили его, кстати, вовсе не турки, а политические оппоненты, которым Колакатронис стал неудобен. Греческий Гарибальди провел в этом тесном подвале много лет. Его освободили лишь в 1836 году.
В переулках Нафплиона, которые многие считают самым красивым уголком Греции, царит волшебная средиземноморская атмосфера. Она бы не сохранилась, если бы из поколения в поколение не передавались традиции. Чем выше мы поднимаемся по узким улочкам, оставляя позади магазины и рестораны, тем дальше переносимся во времени. Здесь мечети вновь стали церквями, а вокруг крепостных стен расцвели сады.На ступенях церкви святого Спиридона в 1831 году убит первый президент независимой Греции Иоанис Кападистрия. В православии почитанию икон отводится особое внимание. В этой маленькой церкви хранится ценная серебряная икона святой Варвары. Нафплион - это не только история и не только хорошая кухня. Сразу за историческим центром маленькая, но очень красивая бухта. Любоваться ей истинное наслаждение для глаз.
Автобусы, наряду с катерами, пожалуй, самый популярный транспорт в Греции. В стране, где железных дорог не много, именно автобусы выполняют большую часть пассажирских перевозок. Автобусы регулярно ходят в два знаменитых места, неподалеку от Нафплиона - Микены и Эпидавр. Для поклонника античности это обязательные пункты маршрута.
Микены - один из древнейших городов нашего континента возвышается на живописном холме. В 1874 году этот город открыл немецкий археолог Генрих Шлиман. После этого мифический царь Аганемнон превратился в историческую фигуру. Как впоследствии оказалось, посмертная маска не предводителю похода на Трою, а кому-то из его родственников. Массивные гробницы атридов говорят об их принадлежности к царскому роду. Самая большая из купольных гробниц когда-то была расписана фресками. Вход в нее напоминает вход в египетскую пирамиду. Немецкий археолог ошибочно назвал крупнейшую из гробниц сокровищницей Атрэя. Это, несомненно, усыпальница царя, но скорее всего не Аганемнона. Впрочем, так ли это важно для нас?
Первые игры, согласно записям историков, прошли в 776 году до н.э. и с тех пор проводились каждые четыре года. Олимпийскими дисциплинами были бег, борьба, кулачные бои, а также состязания всадников, которые пользовались особой популярностью. Награды, сравнительно с призами нынешних чемпионов были довольно скромные. Победитель получал венок из святых, зевсовых ветвей оливы. Зато слава его была огромна. Первые Олимпиады смотрели 45 тысяч зрителей. Сидячие места были гарантированы только судьям, ну и конечно победителям. Полоса старта была выложена мраморными плитами. Стоя на ней, можно на минуту почувствовать себя участником античных соревнований.
Самым массивным сооружением в Олимпии был храм Зевса, построенный в V веке до н.э. От него остались только фрагменты колонн, но и они свидетельствуют о том, насколько величественной была постройка. Когда-то в храме стояла статуя Зевса Олимпийского из золота и слоновой кости, ее считали одним из 7 чудес света. Немного осталось и от Нимфеума, огромного украшенного бассейна, построенного Иродом Аттиком, крупнейшим покровителем искусств того времени. Воду туда надо было доставлять своими силами.
До наших дней сохранилась мастерская скульптора Фидия. Именно здесь появилась на свет знаменитая статуя Зевса. В музее Олимпии мы открываем для себя шедевр античной скульптуры. Посланник Богов - Гермес с маленьким Дионисом на плече, работа Праксителя. Может ли камень захватывать чувственностью? Возносящаяся в небо Ника показывает, что да. Разбитые фигуры с фронтона храма Зевса выглядят так, как будто великан поиграл в куклы. На фронтоне была изображена борьба людей с кентаврами. Бог Аполлон в центре барельефа пытается упорядочить этот хаос.
Дельфы были главным центром гадания в античном мире. Сюда приезжали цари и чиновники, желая получить советы в государственных делах и в вопросах войны и мира. В случае побед к этому алтарю приносили десятую часть добытых трофеев. Дань за совет должны были платить и простые граждане. Самым скромным даром было коза. Предсказания возвещались внутри храма Аполлона. Пифия произносила слова Аполлона, восседая на треножнике, под которым шел пар из расщелины в скале. Этот пар вводил жрицу в состояние экстаза. Она говорила мало, так что затем ее слова истолковывали жрецы. Предсказания Пифии никогда не были точными.
На просторной террасе ниже святилища Аполлона находятся развалины Толоса - круглого храма Афины. Древние зодчие достигли вершин мастерства в соединении мраморных блоков так, что бы они образовывали единое целое. Это умение называлось армония, что можно было бы перевести, как точное соединение. Отсюда происходит слово «гармония» - идеальная соразмерность, понятие гораздо более широкое, относящееся не только к сфере искусства. Со всей уверенностью можно говорить о гармонии, если речь идет о расположении и планировке Дельф на склонах Парнаса. А то, что так напоминает пчелиное гнездо и есть Омфалос - мифический Пуп земли, который обвит густой сетью веревок.
Согласно античным верованиям, мрамор был замороженным семенем Богов, и под его льдистой поверхностью должна была биться жизнь. Аполлон считался стражем закона и порядка и покровителем Оракула. Он был сыном Зевса и отождествлялся с солнцем, а также являлся Богом весны и покровителем всех искусств. В IV веке римляне прекратили практику вопрошать Богов. Последними словами Оракула считают фразу: «Умолкла шумящая вода».
У подножия величественных скал лежит город Каламбака. И здесь нас вновь окружают обычные земные соблазны. В античности встречи с Богами тоже искали на горных вершинах, а особенно на одной из них - Олимпе. Сегодня, восхождение на высоту почти 3 километра над уровнем моря - это прежде всего испытание для опытных путешественников. И скорее всего, никто из них не рассчитывает встретиться с Зевсом. Буйная растительность и приятная прохлада даже в летние месяцы превращает подъем по склонам Олимпа в удовольствие. Вершина горы во всем своем величии видна только в летние месяцы. В остальное время она укатана густым туманом.
За этим неприметным холмом есть место, где была сделана одна и самых зрелищных археологических находок в современной Греции. В деревеньке Вергина, недалеко от столицы Македонии Эги в 1977 году был обнаружен вход в гробницы царской семьи. Величественные мавзолеи состояли из коридора и собственно усыпальниц. Обилие золотых предметов заставило профессора Манолиса Андрониса предположить, что эта гробница Филиппа II, отца Александра Македонского. Исследования скелета подтвердили правильность этой гипотезы. Останки правителя, убитого в 336 до н.э. хранились в золотом гробу, запечатанном царским знаком македонского солнца. В преддверии гробницы были обнаружены останки молодой женщины, завернутой в дорогую пурпурно - золотую ткань, доказательства принадлежности к царской семье. Самые совершенные произведения македонского искусства сопровождали властителя и после смерти. К саркофагам прикрепляли золотые венки, еще один атрибут царского рода. В одной из гробниц были найдены останки подростка - это сын Александра Македонского, которого после смерти отца убили боровшиеся за власть придворные. Чтобы уберечь некрополь от разорения, еще в античности над царскими захоронениями было размещено кладбище. Эта миниатюрная скульптура из слоновой кости была найдена в гробнице Филиппа, это единственный прижизненный портрет Александра Македонского.
Другие мысы полуострова Халкидики - Кассандру и Ситонию могут посещать как мужчины, так и женщины. Летом, особенно в июле и августе сюда устремляются толпы туристов. В другие месяцы здесь гораздо спокойнее и суматоха не искажает естественной красоты. Чем дальше на север, тем более девственней пейзажи, тем тише люди и даже животные.
В античности, в Эпидавре располагалось святилище Асклепия, бога
врачевания, а также что-то вроде санатория. Этот театр один из самых
красивых в Греции и сохранился он намного лучше других. Каждое лето
здесь проходят фестивали античной драмы. Театр славится невероятной
акустикой. Даже в последнем ряду отчетливо слышно каждое произнесенное
на сцене слово. Туристы хотят убедиться в этом лично, и вот обязательная
проверка звука. Приезжий бросает монетку.
Театр в Эпидавре исключителен также и с точки зрения своего
расположения. Он находится в скале Арголида, так что окрестные виды
запросто могут конкурировать с тем, что происходит на сцене.
В
Эпидавре был один из знаменитых в античной Греции медицинских центров,
так называемых Асклепионов. Врачей здесь не было, греков лечил сам
покровитель медицины - Асклепий. Особое значение в этом святилище
придавалось круглому зданию, которое называлось Толос. В Толосе жрецы
совершали специальные ритуалы, узнавали у божества диагнозы своих
пациентов.