Турция достопримечательности, интересные места отдыха
отдыха за 1 минуту
Название: Турция
Государственный язык: турецкий
Население: свыше 80 млн. человек
Национальная валюта: турецкая лира
Валюта продажи туров: EUR
Продолжительность перелета из Москвы (в часах): 3
В порту царит неописуемая толчея, и на воде и на суше. Парусники и яхты разной величины, класса и самых разных уголков мира стоят борт к борту. Бодрум гордится званием турецкого Сан - Тропе. Геродот - отец истории, был самым знаменитым жителем города. Он родился 485 году до. н.э., тогда Бодрум был еще античным Галикарнасом.
замок Святого Петра. Его построили в XV веке рыцари - крестоносцы. Во времена Османской империи он служил тюрьмой, а сегодня здесь размещается музей, один из лучших во всей Турции. Отдельные экспозиции помещены в лабиринтах коридоров, залов и бастионов. В самым любопытным, относятся находки, выловленные ныряльщиками у побережья Галикарнаса, и относящиеся к античной и византийской эпохам. Во внутреннем дворе находится постамент, бывший основанием статуи императора Тиберия.
Прежде чем римляне установили свою власть на побережье Малой Азии, регион многократно переходил из рук в руки. В 546 до н.э. город был покорен персами. Под властью Ксеркса, Галикарнас принужден был участвовать в войне против своей греческой родины. После битвы под Микале в 479 году до н.э. Галикарнас ненадолго обрел независимость, но уже спустя почти полвека перешел под власть, зависимых от персов карийских правителей. Галикарнас отвоевал от Греции лишь Александр Великий. После него наступила эпоха Рима и Византии, затем крестоносцев и наконец, Османской империи. Каждый этап этой бурной истории отражают музейные экспонаты.
Со стен бастионов мы можем оценить живописное расположение Бодрума. Городок раскинулся над заливом, на склоне горы, как бы на террасах. Древнеримский архитектор Ветрувий сравнил его с амфитеатром. Напротив замка, на другой стороне залива высятся руины древних ветряных мельниц. В былые времена регион славился своими плодородными полями, садами и виноградниками. Отсюда открывается столь же волшебный вид, что и со стен замка. Этот театр был вытесан в склоне горы в IV веке до н.э.
Одно из чудес света почти сравнял с землей Александр Великий. Свою лепту внесли крестоносцы, разобравшие часть стен для строительства собственного замка. Фрагменты рельефных фризов, найденные в XIX веке сегодня можно увидеть в Британском музее в Лондоне.
Центр современного Бодрума простирается к северу от укрепленного полуострова. Ковры ручной работы, кожаные изделия, текстиль и украшения - эти товары охотнее всего покупают туристы. Некоторые продукты местных мануфактур достойны своей цены, но торговцы зарабатывают также и на подделках. Продавцы с базара стараются, как могут, завлекают покупателей и торгуются о цене. Но весьма ценят здесь и свободное время и болтовню с приятелями, хорошее настроение важнее денег.
Гордость музея - старейших из сохранившихся мирных договоров. Он был заключен между египтянами и хеттами в 1269 году до рождества Христова. Один из параграфов на табличке гарантирует возвращение политических беженцев. Коллекция музея охватывает более пяти тысяч лет культурной деятельности человека. Один из ценнейших экспонатов - мозаика со сценой Сретения Господня, датированная VI-VII веками. Она уникальная тем, что пережила период иконоборчества, когда уничтожались любые изображения святых. Очередное сокровище - прекрасный резной саркофаг IV века. Он выполнен для Адолонима Сидонского. Барельефы представляют победы Александра Македонского над персами, в том числе и битву при Иссе.
В расположенном напротив павильоне Чинили собрана коллекция керамических изделий, типичных для старинного турецкого искусства. Голубой мехраб XV века из Карамана - ценнейшее средневековая память о средневековом владычестве караманидов в центральной Анатолии.
В сфере заходящего солнца Босфор являет собой романтический облик. Силуэты мечетей отражаются в зеркале Золотого Рога. У набережной пришвартованы десятки рыбацких лодок, которые в это время суток превращаются в плавучие таверны.
На островах запрещено автомобильное движение. По немногочисленным дорогам ездят лишь конные повозки. Запрет издал еще Ататюрк, большой поклонник Принцевых островов. Поездка на повозке по острову стоит около 20 евро. Взгляд привлекают великолепные сады и элегантные виллы конца XIX века, рассеянные по зеленым холмам. Тишина и спокойствие контрастируют с городским шумом. Особый статус архипелага отражен в популярной в Стамбуле пословице «Богач приплывает на острова на своей яхте, а счастливец имеет здесь дом».
На противоположном конце бывшего ипподрома стоит одинокий фонтан. Форма одного купола указывает на его прусское происхождение. Он был построен в 1898 году, как дар немецкого императора Вильгельма II.
Каменная опора - филар, которую называют «золотой милей»- это все, что осталось от византийской триумфальной арки Миллеариум Аурелум. От нее отмеряли расстояние до всех уголков империи.
В наши времена Цистерна Базилика подвергалась основательной реставрации. Проведено освещение, налажена радиосвязь, поставлены оградительные барьеры. Прекрасная акустика навела инженеров на мысль устраивать здесь концерты классической и джазовой музыки. Искусная голова Медузы в углу водохранилища осталась, скорее всего, от какого-то древнего памятника, построенного византийцами задолго до Цистерны.
Внутреннюю стену гробницы украшают керамические плитки. Особым образом почитается отпечаток стопы верного слуги пророка. Холмы Эйюпа усеяны гробницами и простых смертных, их хоронили среди зелени. Некрополи считались садами умерших.
Султан был по уши в долгах. Строительство нового дворца он финансировал из заграничных средств. Нет недостатка в желающих осмотреть дворец византийской роскоши, создание которого полностью опустошило казну. В богато украшенной зале, названной Салоном Суфер, послы ожидали аудиенции у правителя. Султан не спешил их принять. Он хотел, чтобы послы прониклись его богатством и рассказали и впечатлениях своим хозяевам.
Султан хотел выглядеть цивилизованным человеком, поэтому большую часть ценной мебели он заказывал в Европе. Зал для приемов расположен в самом центре ансамбля. Он покрыт огромным куполом, с которого свисает подаренная королевой Викторией, наверное, самая тяжелая люстра в мире - 4,5 тонны. Последним знаменитым обитателем дворца был Мустафа Кемаль Ататюрк. Во время I мировой войны большую часть Османского государства завоевали британцы и французы. Молодой тогда генерал порадовал своих соотечественников отбив у Греции Анатолию. Взяв власть после поражения Турции, Ататюрк пересмотрел все невыгодные договоры, сверг султана Мехмета VI и провозгласил республику. В 1923 году он был избран первым президентом Турции. Ататюрк - отец турков повел реформы по западному образцу. Он объявил об отделении религии от государства, ввел латинский алфавит, расширил права женщин. Он стал легендой еще при жизни и остается легендой по сей день. Ататюрк умел 10 ноября 1938 года во дворце Долма-Бахче в 9 часов пять минут. В память о вожде все часы в стране были остановлены на этой минуте.
Расположенный на окраине города Ортакёй сохранил свой сельский характер. Отсюда никто не уйдет голодным. Король местного фаст-фуда - кумпир, печеный картофель с начинкой из масла и сыра. Дополнительные начинки и приправы по вкусу.
Средний класс ходит в ресторанчики фаст-фуда или кофейни, которые давно сменили традиционные чайные и таверны. Платки, закрывающие у женщин волосы, уши и шею остались в старых сундуках. Молодое поколение не гонится за традициями.
Султан собрал у крепости лучших солдат. С ее стен обстреливались суда, подвозящие в город подкрепления. Когда в узком месте затонуло несколько венецианских фрегатов, движение по Босфору оказалось практически парализовано. 29 мая 1453 года Мехмет достиг своей цели. Мощные орудия пробили брешь в стенах Феодосия. Армия султана ворвалась в город и в последующие 450 лет он стал османским.
В арабской культуре гигиена была чрезвычайно важна, уход за телом стоял на более высоком уровне, чем в средневековой Европе. Ванные комнаты занимают значительную часть гарема. Лучшая из всех, разумеется, принадлежала султану. Кроме него этой ванной могла пользоваться лишь мать. Самым большим помещением в гареме была комната султана. Якобы, он любил восседая на троне смотреть танец живота. Главным лицом в гареме была мать султана. Именно она опекала армию из почти двух тысяч девушек, привезенных из немусульманских владений империи. У правителя были среди них свои фаворитки - кадины, которые пользовались особыми привилегиями.
За время почти 500-летнего правления османы накопили невообразимые богатства, которые после установления республики перешли во владение турецкого государства. Большая часть сокровищ при этом осталась нетронутой, как в Топкапы. Помимо подарков от послов и произведений придворных мастеров, сокровищницы султана ломились от несметной военной добычи. Больше всего трофеев относится к периоду 1512-1520-го годов, когда османская армия завоевала Сирию и Египет. Один из экспонатов - украшенный изумрудами нож обрел голливудскую славу после комедии «Топкапы». В картине Питер Устинов и Мелина Меркури играют влюбленных, которые пытаются украсть стилет из дворцового музея.
В Турции, как ни странно сильна христианская традиция. До начала средневековья христианство было здесь официальной религией. До сих пор здесь сохранились тысячи церквей и соборов, и только часть из них с течением времени была переделана в мечети. Самый знаменитый храм, без сомнения, это собор Святой Софии, «Айя София». Собор завораживает уже издалека, однако истинное архитектурное чудо кроется внутри здания. Первоначально на месте Айи Софии находилась Мегала Эклессия, большая церковь, построенная императором Константином I в 336 году и сгоревшая во время пожара. Спустя 200 лет на этом месте император Юстиниан Великий возвел новую базилику «Божья Мудрость», которая была еще больше и прекраснее прежней. В строительных работах, длившихся 5 лет, были занятых 100 архитекторов и 10 тысяч работников.
В момент окончания строительства в 537 году за тысячу лет до появления собора святого Петра в Риме Айя София была самой высокой церковью в мире.
По замыслу строителей интерьер храма должен был стать земным отражением неба. Грандиозный замысел вполне удался, архитектурный шедевр просто ошеломляет. Цветной мраморный квадрат на полу главного нефа означал место для помазания на престол, на нем ставили императорский трон. Молитвенная ниша, обращенная в сторону Мекки, украшает апсиду напротив входа. Другое украшение апсиды - великолепная мозаика, на которой изображена Богородицы с младенцем Иисусом. От двух мозаик IX века остались лишь фрагменты, мозаики изображали архангелов Михаила и Гавриила. Все мусульманские храмы строили фасадом к Мекке, Айя София, как бывший византийский храм не отвечала этому условию. Отсюда возник обычай делай полный оборот ладони, как бы разворачивая храм в нужную сторону.
Снизу на южные хоры ведет крутой мощеный пандус. Гигантский неф остается внизу. Южные хоры известны своими прекрасными мозаиками. Одна изображает Христа в окружении императорской семьи - Константина IX и его супруги. Другая мозаика изображает сына Божьего с Богородицей и Иоанном Крестителем.
После захвата Константинополя Османской империей в XV веке Айя София была перестроена в мечеть. В соответствии с мусульманскими канонами были добавлены минареты, михраб, минбар и фонтаны. Для кого-то это архитектурный шедевр, для кого-то 8 чудо света. Парк напротив Айя Софии открыт для всех желающих уже несколько столетий. Одну из немногочисленных зеленых территорий Стамбула сегодня заполняет пестрая, разноголосая толпа.
Поскольку вода в заливе кристально чиста, ею наполняют бассейны отеля. Морская вода полезней хлорированной водопроводной и позволяет экономить запасы питьевой влаги. Как видно, защита экологии и роскошный отдых не обязательно противоречат друг другу и это, благодаря доброй воле властей, развивающих инфраструктуру на побережье. Примеры подобного рода уже не редкость, эко - туристические инициативы становятся популярными на международном уровне. В таком месте сразу забываешь о мрачном, сером небе над большими городами. Нечасто выдается возможность пообедать с видом на такой пейзаж. Наверное, среди побывавших здесь не сыскать человека, который бы не поддался очарованию Эгейского моря.
Для западных туристов Голубая мечеть - архитектурная достопримечательность, для мусульман она была и остается, прежде всего, местом молитвы и совершения обрядов, таких например, как омовение. Ритуальное омовение рук и ног мусульманин совершает перед каждой молитвой. А в соответствии с Кораном молится нужно 5 раз в день.
Есть правила и для туристов. Перед входом надо снять обувь. Сторона почти квадратного молитвенного зала около 50 метров. Немусульмане могут пройти только до обозначенного места. Мечеть увенчана гигантским главным куполом. Несмотря на диаметр в 23 метра он кажется легким, будто парящим на высоте 40 метров от земли. Лучи, проникающие через многочисленные окна, освещают великолепные украшения из керамической плитки. Преобладающий цвет - голубой, отсюда и название мечети.
Наступает время молитвы. Сала - мусульманская молитва, состоящая из чтения первой суры Корана обязательна для любого взрослого мусульманина. Она произносится с обращенным к Мекке лицом. Важнее всего пятничные молитвы, их сопровождает проповедь имама. Он занимает место на кафедре, которая называется минбаром. В Голубой мечети, минбар, выполненный из белого мрамора необычно красив. Свет падает через витраж, точную копию оригинала XVI века. Голубая мечеть по сей день остается важнейшим местом для мусульман в Стамбуле. Вокруг площади, на которой стоит мечеть расположены отели.
В монастырском комплексе «Бирюзовая мечеть» находится гробница и мавзолей Мивляны, к которому держат путь паломники. Суфии, а к ним собственно относятся и дервиши не видят в смерти ничего ужасного, напротив, они верят, что только с переходом в мир иной начинается настоящая жизнь. Потомкам Руми Мивляна оставил следующее послание: «Когда придете к моему гробу, не прощайтесь со мной, потому что нет расставания. Помните, по ту сторону занавеса вас всегда примут с любовью». Есть и такое утешение: «У моей гробницы явится принц смеха, который будет танцевать специально для тебя. Поэтому возьми с собой бубен и бей в него. Ведь когда мы празднуем вместе с богом для грусти нет места». Сегодня в монастыре размещается музей, в нем можно увидеть письма Руми, воспоминания о его жизни, а также памятные вещи, связанные с деятельностью дервишей.
Джалал ад-Дин Руми Мивляна родился в 1207 году в городке Балх, на территории современного Афганистана. Большую часть жизни он провел в Конье, где сочинил трактат «Маснави», поэтому о скрытом смысле. Последователи суфизма считают это второй, после Корана священной книгой. Прославленный мистик объединил в своем трактате поэзию, молитву и религиозные откровения. Встреча со странником по имени Шамс ад-Дин Табризи необычно вдохновила философа, именно Шамс ад-Дин научил уже известного богослова Руми кружащемуся танцу и привил ему любовь к поэзии. Однако, дружба со странником длилась недолго. Дервиша - скитальца недолюбливали в Конье, завидуя его влиянию на Руми. Однажды Шамс ад-Дин исчез, видимо он был убит недоброжелателями. После исчезновения друга Мивляна занялся усовершенствованием танца дервишей, превратив его в медитативную практику.
С помощью танца Руми входил в контакт со всевышним, философ говорил: «Никогда не постигнешь его разумом, разве можешь ты выдумать чудо». Дервиши вращаются на правой ноге всегда влево, вокруг собственного сердца. Руки они возносят к небу, словно готовясь принять божественное благословение. Правая ладонь обращена к богу, левая к земле, таким образом, дервиши словно соединяют друг с другом два мира.
В центре Коньи возле колодца установлена скромная мемориальная плита в честь дервиша Шамс ад-Дин Предполагают, что в этом колодце он был утоплен. К месту его гибели приходят просвещенные последователи мистического ислама или суфизма. Со времен Мивляны, Конья считалась центром исламской и духовной традиции, здесь и сегодня можно найти необычную, располагающую к размышлениям атмосферу.
Долгое время Мивляна, также как его отец Мухаммад Балхи был учителем богословия в Медресе Каратай. Сегодня этот своеобразный университет называют в народе «Фаянсовой мечетью». Учебное заведение было основано в XIII веке Джалал ад-Дином Каратаем, визирем сельджукского султана. Сельджуки были воинственным народом, из которых произошла одна из самых могущественных династий в Малой Азии. Изображения сельджукских султанов мы можем увидеть на керамике тех времен. Медресе Каратай была одновременно университетом, школой изучения Корана и мечетью. Религия и наука тех времен были неразделимы.
Архитектура сельджуков выглядела монументально, но слегка архаично. Ее образцы можно найти во многих уголках центральной Анатолии. Для построек характерны остроконечные крыши с наклоном спереди, напоминающие конструкцию палаток, в которых сельджуки жили, будучи кочевниками.
В старом районе Бейоглу, над которым возвышается построенная генуэзцами башня Галата, мы находим обитель дервишей Мевлеви с большим восьмиугольным залом для собраний. Оставленная без должного внимания, достопримечательность из года в год теряет свое великолепие. Здесь покоятся останки духовных учителей - дервишей, шейхов, известных своими медитациями в форме экстатического танца. По обыкновению, могилы шейхов украшены их тюрбанами. По внешнему виду тюрбана можно определить какое место в монастыре занимал его обладатель при жизни. Многие годы дервиши встречались в этом необычном, восьмиугольном танцевальном зале, чтобы совершать свои странные обряды.
Основателем этой религиозно - мистической секты и одним из известнейших представителей суфизма был, живший в XIII веке персидский поэт и философ Джалал ад-Дин Руми. Ученики называли его Маулана или Мивляна, что в переводе означает «наш господин». Семь частей ритуала «сема», называемого также «звездным танцем» отражают этапы духовного совершенствования на пути к Богу. В качестве суфийской медитации этот ритуал совершался на протяжении почти 8 столетий. Вращаясь вокруг своей оси и в то же время двигаясь по кругу, дервиш впадает в транс. До нужного состояния, когда дух освобождается от тяжести плоти необходимо кружиться в течение нескольких часов. Кружась, дервиш достигает гармонии со всеми вращениями вселенной и, впадая в транс, ощущает единение с Богом.
Неолетическое поселение Чатал-Хююк известное культом богини - матери, предстающей в трех ипостасях: молодой женщины, матери, рожающей ребенка и старухи. Для древних народов холмы, т.е. хююк были удобным местом. Расположение и уклад жизни поселения отражают процесс перехода от собирательства и рыболовства к оседлому земледелию. При проведении археологических раскопок Чатал Хююк среди прочего были обнаружены глиняные изделия, украшенные геометрическим орнаментом и наскальные рисунки сцен охоты. Реконструкция построек позволяет утверждать, что более чем за 7 тысяч лет до нашей эры люди уже занимались разведением домашнего скота.
У построек было два уровня, на верхний можно было попасть с помощью лестницы через отверстия в крыше. Чатал Хююк - это первое поселение в истории человечества, оснащенное оросительными каналами. Этот доисторический город, на протяжении веков лежавший под землей растянулся на несколько километров. Археологи обнаружили здесь рынки, амбары, винные погреба и купальни. В городе были продуманные системы канализации, вентиляции и фартификационный комплекс, кирпично -каменные дома выглядели внушительно.
Сегодня мы назвали бы это строение домом на одну семью. Хорошо угадываются окна, двери и лестницы. На другом конце долины виднеются жилые помещения, разбросанные по многочисленным горным расселинам. Может быть это доисторические апартаменты. У каждого помещения своя планировка, множество округлых форм и удобных ниш.
Уникальный вулканический пейзаж открывается нашему взору в Каппадокии. Миллионы лет назад свою разрушительную силу здесь продемонстрировал вулкан Эрджиас. Разлившаяся по огромной территории лава застыла и на протяжении последующих тысячелетий подвергалась воздействию воды и ветра. Природа старательно ваяла живописные котловины и горные цепи. Камни, напоминающие башни и замки превращают эту местность в декорации к сказочному спектаклю. Но кроме естественных скульптур, здесь предостаточно и пастбищ, и мест для поселений, и плодородных почв. Для современного путешественника, Каппадокия - одно из самых необычных мест на свете.
В Византийскую эпоху Каппадокия укрывала первых христиан. Об этом напоминают необычные, выбитые в скалах церкви, искусно расписанные и украшенные. Настоящее чудо, что эти произведения искусства сохранились до наших дней. В уникальном национальном парке Гёреме можно полюбоваться очаровательными скальными башенками и выбитыми в вулканических породах церквями. Это образцы творческого союза человека и природы.
Хаджибекташи еще один центр паломничества суфиев. Здесь, в XIII веке жил святой, от чьего имени и произошло название деревни. Большинство жителей являются последователями учения своего земляка. Хаджи Бекташи был, вероятно умеренным человеком и старался не подвергать сомнению догматы веры. Однако ислам запрещает рисовать людей, но изображение Хаджи мы встречаем на каждом шагу. На картинках рядом с ним обычно Али иб Аби - Талиб, зять Магомета. Учение Хаджи Бекташи основано на культе Али, что сближает его с верой мусульман - шиитов. Те считают зятя Магомета его единым и истинным преемником.
В помещении, где проходили собрания, не мог войти ни один чужестранец. Внутреннее убранство свидетельствует о том, что в культе было нечто шаманское. Ученики Бекташи объединили верования кочевников с элементами ислама, пантеизма и христианства. На протяжении веков последователи Бекташи были духовными опекунами янычар - элитной пехоты Османской империи. Сегодня последователи учения Бекташи - это закрытая религиозная субкультура, известная своим толерантным отношением к вероисповеданиям. Ее представители встречаются каждое воскресенье, чтобы совершать традиционные обряды. Суфийский монастырь Текке стал местом погребения Хаджи Бекташи из Хорасана. Сегодня здесь находится музей.
Хаджи Бекташи был современником Руми Мивляны, однако мировоззрения Хаджи кажутся более революционными, чем взгляды персидского поэта - мистика из Коньи. Хаджи автор следующих фраз: «Прежде всего, обучайте ваших женщин, без них никогда не достигните успеха», «Не вините других, а только сами себя, не ищите внутри себя, все вокруг вас». Почитание Хаджи Бекташи порой принимает крайне эмоциональные формы. Ярые последователи целуют дверные пороги, ручки и разумеется надгробия. Учение Бекташи проповедует любовь к людям, утверждая, что через нее выражается любовь Бога. Суфизм - это путь сердца. По словам Хаджи Бекташи ни изучение мудренных трактатов, ни следование догмам, ни создание сомнительных теорий, но лишь терпимость и сопереживание направит человека на истинный путь.
Бекташи не видел ничего зазорного в том, что мужчины танцуют вместе с женщинами. Ортодоксальные мусульмане об этом и помыслить не смели. Танец всегда играл важную роль в культуре турецких народов. У каждого региона есть свой танец, история которого может исчисляться тысячелетиями. Танец Бекташи напоминает журавля в полете. Плавные круговые движения выражают внутреннюю силу, позволяющую воспарить над обыденностью. Поддержание дружеской беседы еще одно несомненное умение суфиев. Вот один из многочисленных анекдотов, который Бекташи цитирует по сей день. Он дает представление о том, насколько основатель учения был далек от слепого следования догмам. «Хаджи Бекташи собирался на молитву в мечеть, не совершив ритуального омовения. «Стой» - остановил его сосед Ахмет, «нельзя идти в мечеть, не умывшись». «Брось» - ответил Хаджи, «я много раз проверял - можно».
В Диярбакыре кроме мусульман - курдов проживают представители армянской диаспоры. Армянская церковь, как большинство из храмов, к сожалению, приходит в упадок в отсутствие необходимого ухода. И если не учитывать Стамбул, то здесь находится больше всего мечетей на 1 кв.километр. Самая большая из них - Улы Джами в Бурсе изначально была кафедральным собором Святого Фомы, поэтому архитектура здания не сразу выдает его конфессиональную принадлежность.
В центре озера, на маленьком островке Ахтамар спрятана бесценная жемчужина древнего зодчества. Это замечательная армянская церковь Святого креста X века, бывшая некогда резиденцией армянского Каталикоса. Небольшой храм завораживает своими башенками и барельефами, покрывающими наружные стены. Великолепно и внутреннее убранство церквушки, хотя здесь и похозяйничало время. Ранее главный нев был украшен замечательными фресками, но большинство из них пострадало от рук ортодоксальных мусульман. Барельефы снаружи храма представляют сцены из Ветхого Завета, буквально оживающие при солнечном свете. Но искусствоведы усматривают среди библейских историй и сюжеты, которые ускользают от неискушенного взгляда. Имеются в виду исламские мотивы, которые проступили в облике храма, несмотря на то, что он изначально возводился как христианская церковь.