Система поиска
и покупки туров
онлайн
Поддержка 24 часа
8 800
100 54 34

Турция : ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА

Конья


Центром традиций дервишей является Конья, город в сердце Анатолии. Здесь жил и проповедовал Руми Мивляна. Монастырь, построенный после его смерти, стал главной суфийской святыней. Ежегодно, тысячи приверженцев и поклонников суфизма совершают паломничество в Конью. У входа в монастырь надпись на персидском языке, это каба влюбленных, здесь несовершенный обретает гармонию. Жизненным кредо Руми Мивляна была любовь к Богу, именно к ней призывал всех персидский философ, именно ее считал он спасением для души.

В монастырском комплексе «Бирюзовая мечеть» находится гробница и мавзолей Мивляны, к которому держат путь паломники. Суфии, а к ним собственно относятся и дервиши не видят в смерти ничего ужасного, напротив, они верят, что только с переходом в мир иной начинается настоящая жизнь. Потомкам Руми Мивляна оставил следующее послание: «Когда придете к моему гробу, не прощайтесь со мной, потому что нет расставания. Помните, по ту сторону занавеса вас всегда примут с любовью». Есть и такое утешение: «У моей гробницы явится принц смеха, который будет танцевать специально для тебя. Поэтому возьми с собой бубен и бей в него. Ведь когда мы празднуем вместе с богом для грусти нет места». Сегодня в монастыре размещается музей, в нем можно увидеть письма Руми, воспоминания о его жизни, а также памятные вещи, связанные с деятельностью дервишей.

Джалал ад-Дин Руми Мивляна родился в 1207 году в городке Балх, на территории современного Афганистана. Большую часть жизни он провел в Конье, где сочинил трактат «Маснави», поэтому о скрытом смысле. Последователи суфизма считают это второй, после Корана священной книгой. Прославленный мистик объединил в своем трактате поэзию, молитву и религиозные откровения. Встреча со странником по имени Шамс ад-Дин Табризи необычно вдохновила философа, именно Шамс ад-Дин научил уже известного богослова Руми кружащемуся танцу и привил ему любовь к поэзии. Однако, дружба со странником длилась недолго. Дервиша - скитальца недолюбливали в Конье, завидуя его влиянию на Руми. Однажды Шамс ад-Дин исчез, видимо он был убит недоброжелателями. После исчезновения друга Мивляна занялся усовершенствованием танца дервишей, превратив его в медитативную практику.

С помощью танца Руми входил в контакт со всевышним, философ говорил: «Никогда не постигнешь его разумом, разве можешь ты выдумать чудо». Дервиши вращаются на правой ноге всегда влево, вокруг собственного сердца. Руки они возносят к небу, словно готовясь принять божественное благословение. Правая ладонь обращена к богу, левая к земле, таким образом, дервиши словно соединяют друг с другом два мира.

В центре Коньи возле колодца установлена скромная мемориальная плита в честь дервиша Шамс ад-Дин Предполагают, что в этом колодце он был утоплен. К месту его гибели приходят просвещенные последователи мистического ислама или суфизма. Со времен Мивляны, Конья считалась центром исламской и духовной традиции, здесь и сегодня можно найти необычную, располагающую к размышлениям атмосферу.

Долгое время Мивляна, также как его отец Мухаммад Балхи был учителем богословия в Медресе Каратай. Сегодня этот своеобразный университет называют в народе «Фаянсовой мечетью». Учебное заведение было основано в XIII веке Джалал ад-Дином Каратаем, визирем сельджукского султана. Сельджуки были воинственным народом, из которых произошла одна из самых могущественных династий в Малой Азии. Изображения сельджукских султанов мы можем увидеть на керамике тех времен. Медресе Каратай была одновременно университетом, школой изучения Корана и мечетью. Религия и наука тех времен были неразделимы.

Архитектура сельджуков выглядела монументально, но слегка архаично. Ее образцы можно найти во многих уголках центральной Анатолии. Для построек характерны остроконечные крыши с наклоном спереди, напоминающие конструкцию палаток, в которых сельджуки жили, будучи кочевниками.

В старом районе Бейоглу, над которым возвышается построенная генуэзцами башня Галата, мы находим обитель дервишей Мевлеви с большим восьмиугольным залом для собраний. Оставленная без должного внимания, достопримечательность из года в год теряет свое великолепие. Здесь покоятся останки духовных учителей - дервишей, шейхов, известных своими медитациями в форме экстатического танца. По обыкновению, могилы шейхов украшены их тюрбанами. По внешнему виду тюрбана можно определить какое место в монастыре занимал его обладатель при жизни. Многие годы дервиши встречались в этом необычном, восьмиугольном танцевальном зале, чтобы совершать свои странные обряды.

Основателем этой религиозно - мистической секты и одним из известнейших представителей суфизма был, живший в XIII веке персидский поэт и философ Джалал ад-Дин Руми. Ученики называли его Маулана или Мивляна, что в переводе означает «наш господин». Семь частей ритуала «сема», называемого также «звездным танцем» отражают этапы духовного совершенствования на пути к Богу. В качестве суфийской медитации этот ритуал совершался на протяжении почти 8 столетий. Вращаясь вокруг своей оси и в то же время двигаясь по кругу, дервиш впадает в транс. До нужного состояния, когда дух освобождается от тяжести плоти необходимо кружиться в течение нескольких часов. Кружась, дервиш достигает гармонии со всеми вращениями вселенной и, впадая в транс, ощущает единение с Богом.