Тунис достопримечательности, интересные места отдыха
отдыха за 1 минуту
Название: Тунис
Государственный язык: арабский
Население: свыше 10 млн. человек
Национальная валюта: Тунисский динар
Валюта продажи туров: USD
Продолжительность перелета из Москвы (в часах): 4
В современном Тунисе, который на французский манер зовется Виль Нувель - Новый город более миллиона жителей. На первый взгляд город кажется вполне европейским, большинство женщин ходит с открытым лицом, молодежь носит фирменные джинсы и проводит время в кафе. Главная улица современного Туниса, элегантная авеню Хабиб Бургиба, названная в честь первого президента независимого Туниса. Она спланирована по образцу парижских Елисейских полей. Градостроители начала XX века заимствовали самое лучшее из французской архитектуры. И хотя стилистика модерна никак не подходила к мусульманской традиции, колониальные власти не обращали на это внимание, стараясь придать Тунису европейский облик.
Уничтоженный римлянами Карфаген возродился словно феникс из пепла, спустя несколько десятков лет. Его отстроили сыновья тех, кто сравнял город с землей. Новый город быстро стал важным хозяйственным и культурным центром северной Африки. На пике своего развития он являлся третьим городом империи после Рима и Антиахии в малой Азии. Термы Антония - архитектурная визитная карточка нового Карфагена. Их поддерживали монументальные колонны, а купол над фригидарием достигал 30-метровой высоты. Римская аристократия стремилась обустроиться поближе к термам. В независимости от своей основной функции термы исполняли роль неофициального политического форума, места заключения торговых сделок и источника всевозможной информации. К сожалению, большинство вилл не дожило до наших дней. Реконструирована лишь одна из них - Вилла де Вольер. Имение сенаторов захватили в V веке руководимые королем Гезрихом вандалы, род которых стал синонимом агрессивного, разрушительного невежества. Однако германские воины пощадили римские резиденции, предводители вандалов наслаждались роскошью, оставленной прежними жильцами.
Своей формой мыс Бон напоминает грозящий палец и направлена эта угроза явно в сторону Европы. До Сицилии отсюда менее 120 километров. На холме одинокая гробница местного духовного вождя Марабута, которого соплеменники признали святым. В Северной Африке нас ждут десятки подобных святилищ. В Карбусе нас ждут горячие источники, их целебные свойства оценили еще древние римляне. Говорят, здешние воды справляются с ревматизмом и повышенным давлением, а также с целлюлитом и бесплодием. Это не может не притягивать туристов из гостиничных комплексов Набеля и Хаммамета, которые порядком устают лежать на пляже.
Еще одно пиратское укрытие Касба - крепость в старом Хаммамете. Как поселение она возникла в XV веке, недавно отреставрированные стены часто встречаются на открытках.
В старый город можно попасть через одни из трех ворот. Ассортимент базаров рассчитан исключительно на туристов, местные торговцы славятся даром убеждения, редко кто выходит отсюда с пустыми руками. Традиционные инструменты и восточное окружение, все, для того, чтобы привлечь потенциальных покупателей к сокровищами Али -Бабы. Изготовление ковров в Тунисе ремесло женщин, традиционные узоры передаются из поколения в поколение. Качество ковров измеряется количеством узелков на одном квадратном сантиметре, чем больше, тем лучше. По меньшей мере, их может быть 500, но опытная ткачиха может сделать значительно больше. Необыкновенное гостеприимство торговцев коврами диктуется предприимчивостью. Тот, кто принимает приглашение на чай, должен знать на что идет. Уже через минуту продавец начинает прекрасно подготовленное шоу, он отлично говорить по -немецки и по-английски. Расхваливает узоры и цвета, подчеркивает искусство ткачих и качество нити. Многие туристы уступают хозяину и возвращаются домой навьюченные незапланированной, невыгодной покупкой, за которую надо еще и налог заплатить. Если же сказать твердое нет, продавце начинает давить на жалость: «Заработки у нас в Тунисе такие мелкие, что просто трагедия, ткачиха работает без перерыва самое меньшее 8 часов, горбатится целый день и получает всего 5 евро». Торговцы отличные психологи, они раскатывают очередные свитки ковров, 50 тысяч узлов и 100 тысяч. Качество ковра зависит от количества узлов, оно указано на этикетке снизу. В конце концов, остается решить лишь вопрос цены и транспортировки. Продавцы утверждают, что ковер может быть прислан на домашний адрес курьерской почтой, ковров - самолетов, увы, в продаже нет.
Пополудни на побережье становится тесно, с моря возвращаются рыбацкие лодки и прогулочные корабли. Туристы спешат к ужину, когда они разъедутся по отелям, порт Хаммамет вновь примет вид тихой деревушки из прежних времен.
Но есть и другой Хаммамет, современный город, спланированный исключительно ради туристов. Прежде всего, здесь рады состоятельным приезжим, чем богаче клиентура, тем проще и выше заработки. Здесь, вместо традиционных рынков широкие торговые улицы с шикарными товарами и четырех- пятизвездочные отели вместо дешевых бетонных гостиниц. На пляже масса развлечений, от экскурсионных рейсов до виндсерфинга, от полетов на дельтапланах до катания на водных лыжах. В этот идеальный мир кое-где затесывается неприукрашенная реальность, бедные лоточники, рискуя попасть под арест и, невзирая на высокие штрафы, пытаются заработать пару динаров. Согласно статистике, Тунис одна из богатейших стран Африки, но нищие есть и здесь.
В Картаго Лэнд история представлена на диснеевский манер. Парк развлечений заполнили воины Ганнибала на слонах и компьютерные подвижные фигуры драконов и других животных.
Пляж с мелким песком общественный, то есть открытый для всех, в отличие от многочисленных гостиничных пляжей. Несмотря на стремление к западному стилю жизни, в Тунисе можно найти элементы консерватизма. Женщины здесь гораздо более эмансипированы, чем в других арабских странах, но соблюдают основные законы Корана. В море они входят одетыми и с платками на головах, загар только для туристок. А вот мужчины чувствуют себя одинаково свободно на любой географической широте.
Совсем иной выглядит повседневная жизнь тунисских берберов на западе страны. Большинство племен арабизировалось на протяжении веков. Кабилы - старшая ветвь берберов, они заселяют главным образом труднодоступные горные регионы, вблизи границы с Алжиром. Кабилы не считают Тунис своей родиной, они живут в закрытых сообществах, культивирующих собственные традиции, язык и законы.
Крепостью было и другое сакральное сооружение Рибат, построенное арабской династией Аглабидов. В укрепленном монастыре молились и готовились к святой войне с неверными, так называемые, армаравиды. Эта элитная армия исламских воинов располагалась в крепостях именно такого типа. В IX веке Рибаты образовывали оборонительную сеть вдоль всего побережья. Отдельные крепости - монастыри сообщались друг с другом при помощи световых сигналов, опасаясь нападения пиратов, но больше всего флотилии под каким-нибудь христианским флагом. Жители города подчинялись воинской дисциплине, свобода передвижения была сильно ограничена. Над морем крыш гордо возвышается Касба - резиденция правителя и последний бастион на случай осады. Первоначально Сус был заселен берберами. В VIII веке они ассимилировались среди арабов и обратились в ислам.
Богатство города, изобилие продуктов на рынках, великолепные здания и произведения искусства поражали воображение. Из Суса снаряжались корабли с оливками, зерном и специями. Торговля не знала идеологических и религиозных границ, товары отправлялись всем, даже неверным. Но времена изменились, самые большие доходы нынче от продажи плюшевых верблюдов китайского производства.
Когда играет национальная футбольная команда, местные бары ломятся, особенно если предстоит игра с Францией, соперником еще с колониальных времен.
В торговых залах толчея, особенно с утра, когда на прилавки попадают свежевыловленные дары моря. Кто поспешит, тот сможет купить филе акулы, самый востребованный и дефицитный деликатес.
Муэдзин в очередной раз выпевает молитву в честь Аллаха и пророка Магомета. Ислам появился в крови у берберов в конце VII века, вместе с арабскими завоевателями под предводительством начальника Огбы ибн Нафи. Это он повелел возвести город в 50 километрах к западу от Суса. Новый город назвали Кайруан, что означает «Караван». Массивные стены выдают беспокойное прошлое первого арабского города в Тунисе. Он должен был стать надежной базой для дальнейшего распространения магометанства в Северной Африке. Кайруан по сей день считается одним из святейших мест Магриба, арабских территорий севернее Египта. Жизнь в городе словно подчинена возгласам муэдзинов, призывающих на молитву. Легенда гласит, что колодец Бирбарута таинственным образом связан со святым источником Зем - Зем в Мекке. Мусульмане верят, что тот, кто отведает воды из колодца, вернется сюда вновь.
Кайруан родина одной из восточных сладостей - пирожных макрут. Спрос
возрастает в период рамадана, в конце каждого постного дня у правоверных
разыгрывается аппетит. Тесто для макрут делается из манной крупы, в
качестве начинки используется паста из фиников, фиг или миндаля.
Нарезанное тесто со сладкой начинкой жарится в кипящем масле. По
европейским стандартам это не пирожные, а калорийные бомбы, жирные и
немилосердно сладкие, вдобавок покрытые медом. На соседнем прилавке
восточные специи, упакованные в маленькие плотные мешочки, замечательный
маленький сувенир. В Кайруане хватает и вездесущих торговцев коврами.
Классический кайруанский узор, на нем изображен купол мечети. У берберов
наибольшим спросом пользуется тонкий и прочный материал - хаммель,
которым покрывают шатры в пустыне.
В лабиринтах старого города или
медины, у каждого ремесла есть свой уголок. Шелк ткут турки - это
искусство пришло к ним из Китая по Великому Шелковому пути. Архаичные
пяльца возможно помнят те времена, во всяком случае техника выделки
тканей с веками не изменилась. Шелковые шали, которые ткут, пронизанные
золотыми и серебряными нитями. Прядут в Тунисе мужчины, женщины
специализируются на изготовлении ковров. Работа тяжелая и плохо
оплачиваемая, молодежь отчаянно ищет новые способы заработка.
На западе страны любителей древности ждут руины Суфейтуллы. Найденные археологами фрагменты стен - это остатки поселения римских воинов, присмотревших себе здесь тихое место на старость. Из родной страны они привезли ностальгию и мастеров - архитекторов. Раритет для исследователей былых эпох - несколько слоев мозаики разных времен. Центральная аллея ведет в южном направлении к арке Антония Пия. За ней расположен Форум - политический и религиозный центр Суфейтуллы. За право на тихую старость колонисты должны были платить Риму дань. Юпитер, Юнона и Минерва получили по отдельному храму, хотя в других местах им обычно хватало и одного совместного. В здоровом теле - здоровый дух. У жителей Суфитулы не было проблем ни с телом, ни с духом, у них были термы. На южной стороне главная аллея заканчивалась под триумфальной аркой императора Диоклетиана.
В городке Сбейтла жизнь бьет ключом, в воздухе ароматы востока - свежих овощей, фруктов и приправ. Домик на обочине - это одновременно ресторан, хлев и скотобойня, три в одном. Мясо подается с лаймом, вегетарианцы и те, кому жаль невинных овечек довольствуются гарниром.
Черные лики Джербы - потомки невольников. Хум Сук - важнейший торговый центр острова, это название означает «Город рынок», что соответствует действительности. Торговля идет здесь круглые сутки в течение всего года. На Джербе туристический сезон длится рекордно долго, в среднем здесь бывает 320 солнечных дней в году. После полудня в чайных много народу, хотя жители Джербы известны своим трудолюбием, они любят отдохнуть за чашечкой ароматного напитка. Отдых, прежде всего мужская привилегия.
В глиняных домиках до сих пор живут люди. Когда полуденное солнце превращает горный край в раскаленную печь, в паре метров под землей прохладно и без кондиционеров. Берберы Южного Туниса сохранили язык и племенную самостоятельность, несмотря на многочисленные попытки их ассимиляции. Берберы противились арабизации, укрываясь от преследователей в горах. Повседневность здесь неизменна на протяжении столетий. В кладовой царит прохлада - 20 градусов. Кухня простая, но вполне функциональная. Мука на лепешки мелется в каменной ручной мельнице, как 100 и тысячу лет назад.
Пустыня безжалостно разрушает то, что создает человек. Бедуины поняли эту истину уже давно. Намады, кочевники, существуют за счет скотоводства. Чтобы добыть денег, они торгуют животными в местечке Дуз на краю пустыни большой восточной Эрг. Каждый четверг в базарный день сонная местность наполняется движением. Торговцы и покупатели съезжаются издалека. Перед покупкой надо хорошенько изучить товар. Сведущему покупателю достаточно одного взгляда на зубы козы, чтобы определить ее возраст и состояние здоровья. После такого контроля качества, наступает время поторговаться. Мужчины знают друг друга не первый день, но в бизнесе нет дружеских уступок. Заключение сделки требует времени и происходит после долгих переговоров, как и везде. Торговые приемы совершенствуются и подобны тем, что используются в западных торговых центрах: «Купи двух коз - третью получишь бесплатно». Язык жестов выдает настроение и намерение покупателя, деньги и товар меняют владельцев. Рынок полон народу, приезжие издалека закупаются на всю неделю - овощи, фрукты, специи, одежда. Последняя должна быть удобной и прочной, пустыня не место для демонстрации мод. Покупки это обязанность, а встреча с друзьями и родственниками - развлечение. Приветствия тянутся бесконечно, что ж в пустые спешить особо некуда.
Бедуины и туареги знают пустыню как никто другой, но почему-то не могут найти желающих отправиться в путешествие верхом. Все, кто хотел отправиться на экскурсию по пустыне, уже являются клиентами турфирмы Джербы. Может завтра бедуинам повезет больше. Туареги, бывшие некогда неоспоримыми хозяевами пустыни, сегодня относятся к самым бедным народам Африки. Многие ни на йоту не изменили свой стиль жизни, подобно предкам они кочуют со своими животными от оного пастбища и оазиса к другому. Традиционный край намадов - Азават, сегодня перерезан государственной границей, установленной колонистами.
Вода - синоним жизни, оазис посреди моря и песка желанная цель любого кочевника. Среди намадов существует неписанный кодекс чести, он предполагает, с одной стороны безусловное гостеприимство, с другой безжалостную месть за причиненное зло. Племена намадов всегда гостеприимно принимали проходящие караваны и снабжали их всем необходимым. Путешествующие торговцы платили хозяевам ценными товарами и новостями со всего света.
«Ее крона тонет в солнечном пламени, а корни в подземном потоке» - так говорят арабы о финиковой пальме. Для роста ей нужно много воды, от 100 до 200 литров ежедневно, но взамен пальма выдает до 150 килограммов ценных плодов. Финики в условиях пустыни идеальный провиант. Благодаря высокому содержанию сахара, они очень питательны, отлично сохраняются в сушенном виде и годны к употреблению долгие недели. Как утверждают старые кочевники 9 фиников и стакана верблюжьего молока вполне достаточно для удовлетворения дневной потребности в еде в и влаге. Зонтик пальмовых листьев хранит от палящего солнца растения нижних уровней, ароматные травы и плодовые кусты.
Море песка тянется до самого горизонта, переход через пустыню вопрос жизни и смерти и по сей день. Пустыня не знает снисхождения и не прощает ошибок, особенно тем, кто относится к ней пренебрежительно. Лето песок очень сухой и поэтому очень вязкий, эта проблема даже для полноприводных машин. Два самых опытных бедуина утверждают, что зыбкая почва не станет ловушкой. Шины перепахивают барханы, разогретые до 60 градусов по Цельсию. Кондиционер с трудом понижает температуру в машине до 25 градусов, на большее не стоит и рассчитывать. Поездка по дюнам требует от водителя высочайшей концентрации. Наверное, невозможно преодолеть пустыню, ни разу не увязнув. Помахать лопатой под палящим солнцем Африки не самое большое удовольствие. У проводников сдают нервы и это плохой знак. Солнце в зените, температура растет с каждой минутой, а это означает, что почва становится еще более зыбкой. Ближайшие признаки цивилизации в нескольких часах ходьбы, разумеется, без капли воды по пути. Источник воды посреди пустыни. В самые жаркие месяцы около таких колодцев собираются бедуины со своими стадами. Животворную влагу надо добывать с глубины 35 метров, чтобы утолить жажду свою и верблюдов, намадам предстоит как следует потрудиться. Драмадер может выпить одним долгим, до 10 минут глотком около 100 литров воды. Этого запаса ему хватит на несколько дней путешествия, а намадам верблюды дарят питательное молоко, без него верная смерть от жажды. Чем больше верблюдов в стаде, тем большим уважением пользуется его хозяин. Изматывающая поездка с приключениями по дороге обостряет аппетит. В горшке готовится картофель с помидорами и луком, не хватает только хлеба. Испечь его для бедуина не составляет труда, в начале надо развести небольшой костер. Немного муки, воды и щепотка соли, этого хватит, чтобы замесить тесто, рецепт каменного века. Тем временем, песок под костром разогрелся до подходящей температуры. Из теста делается лепешка, можно бросить ее в импровизированную печку, бедуинская пицца прикрывается горячим песком, через 10 минут она будет готова.
Такой разный Тунис, на севере кущи зелени райского сада, здесь неприветливая опасная пустыня. Много и других контрастов. С одной стороны Тунис представляется современным государством, открытым западному влиянию, с другой - восточное царство из сказочной «Тысячи и одной ночи». На пустынном юге жизнь течет так же, как и сотни лет назад, время словно остановилось. Намады без устали покоряют выжженный солнцем край, созданный стихией миллионы лет назад. Кочевников влечет вечный зов - стремление к вечной свободе. Во всяком случае, это не бегство, у современных пришельцев мирные намерения. Они приезжают лишь на время, для того, чтобы насладиться солнцем и удивительной атмосферой востока.