Израиль достопримечательности, интересные места отдыха
отдыха за 1 минуту
Название: Израиль
Государственный язык: Иврит
Население: свыше 8 млн. человек
Национальная валюта: новый израильский шекель
Валюта продажи туров: USD
Продолжительность перелета из Москвы (в часах): 4
- ИЕРУСАЛИМ ТРЕХ РЕЛИГИЙ
- Крепость Массада и заповедник Эйн – Геди
- Латрун – Монастырь молчальников, древний Яффо, Алмазная Биржа
- Эйлат - город на берегу Красного моря
- Кейсария, Хайфа, Акко
- Древний Акко, рыцарские залы крестоносцев. Хайфа. Бахайские сады
- Галилея Иудейская. Цфат. Циппори
- Тель-Авив. Яффо. Сафари
- Хайфа, Акко, Роша-а-Никра
- Круиз на яхте по Эйлатскому заливу
Сначала Тель - Авив должен был стать пригородом Яффы, где арабы представляли большинство. Но конфликт соседей привел к многократному росту Тель - Авива. Два века назад через ворота прошел Наполеон Бонапарт, Яффа была очередным привалом на его пути в Египет. Однако, история городка берет начало в гораздо более глубокой древности. Еще при Рамзесе II здесь размещался пограничный пост египетской империи. Покрытые иероглифами городские ворота и многочисленные археологические находки показывают, насколько далеко распространялась власть фараонов.
При британцах здесь были проложены коммуникационные артерии и построен новый город, сохранивший, тем не менее, восточный колорит. Арабов здесь и сейчас немало. Еще до окончания второй мировой войны в Палестине зародилось еврейское движение за независимость. В начале, его деятельность была направлена на вытеснение британцев, а позднее арабов. С последними, согласно планам ООН евреи должны были основать два совместных государства на территории Палестины. Музей, расположенный на бульваре, соединяющий Яффу и Тель - Авив посвящен деятельности вооруженных групп. Государство Израиль возникло14 мая 1948 года. Вскоре после этого начался военный конфликт между евреями и арабами, который несмотря на многочисленные попытки мирного урегулирования длится и по сей день.
Провозглашение независимости спровоцировало вспышку так называемой арабо - израильской войны 1947-49 годов. В итоге арабским странам пришлось признать превосходство небольшой, но хорошо обученной армии Израиля. Начался исход арабов из городов новообразованного государства. С той поры большинство жителей Яффы евреи. От палестинских арабов осталась лишь архитектура. На традиционном блошином рынке Шук Ха Пишпишхим голоса сегодня взывают к Яхве, а не к Аллаху. Даже типично арабское блюдо фалафель является в Яффе кошерным.
На холме в старом городе возвышается произведение искусства с библейской символикой. За исторической частью Тель - Авива простирается современная, многомиллионная метрополия. Там, где сегодня высятся небоскребы, еще несколько лет назад была песчаная пустошь. О новейшей истории города повествует мозаика в Башне Мира - Микдал Шалом. В конце XIX века Яффа была чем-то вроде ворот для эмигрантов из Европы. Их стараниями вокруг старого арабского порта выросли плантации цитрусовых, а сам порт превратился в элегантный городок с дворцами, виллами и бульварами.
Поселенцы метр за метром осушали болотистые земли, а молодые архитекторы застраивали их домами в модном на тот момент стиле бау-хаус. Новые здания были функциональны, элегантны и аскетичны. Благодаря им приморская часть города обрела оригинальный вид. Жилой комплекс «Белый город» на 4 тысячи зданий в стиле бау- хаус возник необычайно быстро, а спустя несколько десятилетий в 2003 году Тель - Авив был внесен в списки всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда цены на землю в городе выросли, строительство пошло ввысь, а панораму заполнили небоскребы в западном стиле.
Тель - Авив почти европейская метрополия, но в ней нет главного - ощущения безопасности и покоя. Мирные переговоры с палестинцами каждый раз возвращаются к исходной точке. Напряженность постоянно присутствует в отношениях с арабскими странами. В 2000 году Израиль начал строительство стены, ограждающей оккупированные территории, началась новая эскалация конфликта. Палестинцы приступили к терактам с участием смертников, а армия Израиля к усмирению палестинской автономии. В 1993 году казалось, что мир на Ближнем Востоке уже не за горами, договор, касающийся палестинской автономии, подписанный Ицхаком Рабином и Ясером Арафатом был важной вехой в отношениях между враждующими сторонами. 4 ноября 1995 года, вскоре после завершения очередного этапа переговоров молодой еврейский экстремист Игаль Амир совершил покушение на премьер - министра Рабина. Еврейский лидер процесса примирения погиб.
Израильтяне научились жить с постоянным чувством угрозы. Несмотря на теракты, рестораны и клубы в Тель - Авиве с трудом справляются с наплывом гостей. Так израильтяне показывают противнику, что их не запугать.
Величайшей заслугой новых тамплиеров было расширение порта. А уж благодаря значительному порту, Хайфа стала третьим по величине городом Израиля. Большинство эмигрантов из Европы попало в землю обетованную через Хайфу. Над портом возвышается крупнейший в Израиле элеватор Дагон Сило, он может вместить до 100 тысяч тонн зерна. Пешая прогулка по городу требует хорошей физической формы. Золотой путь от немецкой колонии на вершину Кармеля идет все время в гору, нужно преодолеть свыше тысячи ступеней. Но изумительный вид Хайфы заставит забыть об усталости, на первом плане храм Бахаи и сказочные сады.
В самой высокой точке города стоит французский монастырь XII века, построенный во время третьего крестового похода в святую землю. А монастырь кармелитов Стелла Марис более современная постройка. Он построен в XIX веке и посвящен Илье Пророку - Элияху, которого чтят, как иудеи, так и христиане. Алтарь был возведен над пещерой, где согласно Ветхому Завету жил пророк.
Эмигранты занимались выращиванием лозы с помощью французских специалистов. Их приезд тоже обеспечил барон Ротшильд. Благодаря упорному труду, поселок стал одним из центров производства дорогого вина. Красивые, ухоженные улицы говорят о высоком реноме этого места. Если бы не головные уборы мужчин - кипы, можно было бы решить, что перед нами французская провинция. Особая атмосфера старинного европейского государства сохранилась здесь и поныне, так же, как и память о величайшем благодетеле поселения Зикрон Яаков, бароне Ротшильде.
Жизнь в Израиле разнится, как и страны, в которых проживают иудеи по всему миру. Плодородные холмы Кармеля отделяет от Мертвого моря всего несколько сотен метров, но даже на этой небольшой территории насчитываются десятки различных культур, традиций, обычаев и верований. Иное обличие Израиля открываем в кибуце Эйн - Геди. Трудно поверить, что полвека назад на месте процветающего селения были лишь песок и камни. Посреди оазиса вырос отель, где останавливаются жаждущие искупаться в местных источниках. Туризм приносит солидный доход. Эйн - Геди располагался вдали от мира, к нему не было подведено ни одной дороги, до ближайшего населенного пункта надо было идти 6 часов. Первая асфальтированная дорога была построена лишь в 80-х годах прошлого столетия. На протяжении многих лет жизнь в кибуце текла по коммунистическому принципу - от каждого по возможностям, каждому по потребностям. Сегодня у всех есть какая-то собственность, но не жилье, оно пока принадлежит общине, хотя работают все только на себя, не так как когда-то. За 50 лет правила жизни в кибуце очень изменились. Преисполненные энтузиазма пионеры сыграли огромную роль в формировании нового государства под звездой Давида. Поселенцы трудились во имя идеи, но их потомки приобрели вполне ощутимые материальные блага.Кибуц Эйн - Геди стал популярной и доходной здравницей. Большая часть предлагаемых здесь процедур заимствована из индийской традиционной медицины. Желающих укрепить свое здоровье манят и горячие источники, но главной изюминкой для приезжих является близость Мертвого моря. Чтобы удержаться на его поверхности не нужно уметь плавать, рекордное содержание солей в Мертвом море наделяет его лечебными свойствами. А еще Мертвое море расположено на 400 метров ниже уровня моря. Это самый глубоко расположенный водоем на земле, содержание соли в воде примерно 33%, в 11 раз больше среднего содержание соли в водах океана. Кроме нескольких видов бактерий ни один живой организм не в состоянии развиваться в столь соленой среде. Мертвое море является бессточным озером, его питает река Иордан. Но выпаривание столь велико, что соленые воды остаются неразбавленными.
На самом фешенебельном курорте Израиля проживает постоянно примерно 55 тысяч человек, а приезжает сюда в несколько раз больше народу. Тех, кто стремится отдохнуть от повседневной суеты мегаполисов. Отели, расположенные на пляже принимают ежегодно свыше 2 миллионов гостей. Летом дневная температура превышает 40 градусов, не удивительно, что городские бульвары оживают лишь ближе к вечеру. Туристов, особо жаждущих развлечений, молодежь ждет весьма разнообразная программа. В Эйлате не говорят о политике, не вспоминают историю и живут сегодняшним днем.
Возможно, здесь странствовал Авраам, первый древнееврейский патриарх, принесший в жертву Богу единственного сына Исаака. Народ Израиля блуждал по пустыне 40 лет, на горе Синай Бог дал Моисею каменные скрижали, на которых явил человечеству свой закон. 10 заповедей стали каноном веры для иудеев, а позднее и для христиан. Пустыня Негев занимает более 2/3 территории страны. Во многих местах Негев пустыней не назовешь, но там, где качества пустыни проявляются в полной мере, нас ждет множество неприятностей и ловушек. Песах знаменует исход евреев из египетского рабства, ему сопутствует традиция паломничества в пустыню к следам скитания библейских предков.
Перед нами небольшая долина с известковыми скалами. С незапамятных времен кочевники останавливались здесь на отдых. Давным - давно здесь видимо находился водопад. Именно падающая с высоты вода могла сделать такие углубления. Так называемая «дорогая специй» пролегала через пустыню от Петры и Акабы до Газы. Контролировали путь набатеи, этот древний народ наладил внушительную по тем временам инфраструктуру. Каждые 30 километров находились караван - сараи, предлагающие ночлег и пищу для людей и животных. Кочевники есть и сегодня, большинство и них бедные евреи, которых нищета или даже внутренняя философия заставили бежать из городов и кибуцев. Жизнь кочевников вовсе не безоблачная свобода на фоне дикой природы, как могло бы показаться. Голод не такая уж редкость в этой среде.
Выжженные солнцем пустоши, песок и камни, но все же люди живут здесь с древних времен. Племена кочевников воевали между собой, заключали союзы, захватывали новые территории и создавали небольшие государства. Эти суровые земли дали начало священным строкам Талмуда, Библии и Корана.
Как свидетельствуют раскопки, здешние склоны были прибежищем культов еще в добиблейские времена задолго до прихода иудеев. Ставились ли каменные алтари одному богу или нескольким этого мы не знаем, и быть может, не узнаем никогда. От первоначальных хозяев этих неприветливых земель осталась таинственная каменная резьба и наскальные рисунки. Но по ним сложно узнать подробности о религиях, которые исповедовали племена охотников и собирателей несколько тысячелетий назад.
Интригующая картина, что-то вроде шахматной доски с десятью полями. Может это как-то связано со скрижалями, именно так полагает профессор Анати. Научные круги воспринимают его открытие с сомнением, лишь слишком неясен рисунок для того, чтобы делать однозначные выводы. Если в изображении и был какой-то ключ, то почему его нельзя найти на других камнях. Какие бы версии не выдвигались, очевидно одно - атмосфера вокруг Хар - Каркома располагает к созерцанию, размышлениям и молитве.
Ирод Великий назвал город Кесария в честь Октавиана Августа. Ирод стремился угодить римлянам. По его распоряжению были построены виллы, бани, амфитеатр, ипподром и храмы, разумеется, в честь богов римского пантеона. Среди древних руин археологи сделали поразительную находку, начертанное имя правителя Иудеи Понтия Пилата. Он навсегда вошел в историю, как судья, утвердивший приговор распятия Иисуса Христа. Массивные стены окружают большую часть Кесарии, их приказал воздвигнуть французский король Людовик IX, называемый Святым, инициатор 7 и 8-го крестовых походов. В поселении также останавливались участники предыдущих крестовых походов. Но в 1265 году даже толстые стены оказались недостаточной преградой на пути воинов мамлюков.
Современный облик мола дает неверное представление о размерах порта времен Ирода. Большая часть древнего причала была разрушена волнами. В средневековье здесь сходили на берег рыцари со знаком креста на плащах. Они шли охранять святую землю от нападения неверных.
Всего в нескольких кварталах сосредоточен духовный центр трех мировых религий. На мостовой, наверное, нет не окропленных кровью камней. Наследие Иерусалима, священного города делят иудеи, христиане и мусульмане. Испокон веков они живут здесь бок о бок, но живут в разных мирах и разделены незримыми границами.
Пятница пополудни, Львиные ворота трещат по швам. Через них проходят все жители арабского квартала. В мечети Аль - Акса закончилась служба. У торговцев полно работы, нужно утолить голод и жажду паломников, день выдался удачным.
Еврейский квартал. На исторических фундаментах выросли новые здания. Талантливым архитекторам удалось органично соединить современность и традицию. В Иерусалиме, городе на который претендует несколько наций, такая связь с историей наполнена множеством смыслов.
Во время войны в 1948 году иорданская армия под предлогом обороны арабского населения сравняла с землей большой участок еврейского квартала. Израильские солдаты вернули его только 19 лет спустя во время контратаки, попавшей в историю под названием 6-ти дневная война. Уничтоженные дома были воссозданы кирпич к кирпичу, камень к камню с небывалой точностью. С той поры район принадлежит исключительно ортодоксальным евреям. Верующие хотят быть как можно ближе к священному месту, к стене Плача.
В паре кварталов отсюда находится Иерусалим христианский, место распятия и воскресения Иисуса. На протяжении сотен лет в город Иисуса совершают паломничество христиане из всех уголков земли. Приезжают сюда, чтобы возможно уловить атмосферу библейских событий. Иерусалим одна большая реликвия. Для последователей двух других религий Иерусалим также имеет огромное значение. Делить этот город с иноверцами тяжело, соседство трех систем ценностей, таких похожих и таких разных делает компромисс насущным, тем более каждая религия подразумевает Бога единого для всех.
Зачастую власти жестоко испытывают терпение местных жителей. Под видом проведения строительных работ, квартиросъемщиков арабов вынуждают покинуть жилище. На самом деле происходит натуральное выселение. История закалила арабов, сотни лет назад они утратили право на эти земли и так не обрели его в полной мере. После османов пришли британцы, а после них власти нового израильского государства. С незапамятных времен Ближний Восток представляет собой одну большую пороховую бочку. Парадоксально, что святое для сотен миллионов людей место находится в самом центре конфликта. Да и можно было избежать конфликта, если исламская мечеть построена на месте иудейской святыни и находится во власти христиан. А в конце концов всем этим завладевает государство Израиль, настоящий гордиев узел.
Возле стены на протяжении всего дня толпятся люди, ища заступничества Всевышнего. Некоторые вкладывают в щели стены записки с молитвами и просьбами. На протяжении 30 лет площадь перед стеной Плача поделена на 2 части, меньшая часть предназначена для женщин. К священной стене нельзя поворачиваться спиной.
У подножия Масличной горы Христос провел последние часы земной жизни, перед тем, как его схватили и передали в руки Понтия Пилата. Днем ранее Иисус устроил для своих учеников пасхальную вечерю, во время которой благословил их. Преломив хлеб, Иисус раздавал его ученикам со словами: «Примите в пищу, это тело мое, которое за вас будет предано». В Гефсимании Иисус и его ученики расположились на ночлег. Возможно, какие-то из этих деревьев были свидетелями последней ночи Христа.
Горсть земли из-под оливкового дерева становится для многих бесценной реликвией. Иисус знал, что близится его час. Против него были настроены фарисеи, он был помехой для иудейских старейшин. За несколько часов до смерти, испытывая страх, Иисус преклонил колени, чтобы помолиться Богу отцу. Наутро, преданный Иудой Иисус был схвачен и подвергнут судилищу. Иудеи потребовали смертной кары для Христа.
В долине Иосафата православные монахи охраняют могилу Девы Марии. Матери Божьей поклоняются также и мусульмане, но отдельно. 47 ступенями ниже расположен византийский склеп IV века. За стеклом находится каменная лавка, на которой Матерь Божья уснула вечным сном.
Опекают часовню попеременно католическое и православное духовенство. Порядок службы и права на храм тех и других регулирует кодекс, установленный еще во времена Османской империи. Еще одна часовня скрыта в склепе Святой Елены. По преданию именно она нашла крест Христа. Этот час отдан верующим армяно - грегорианской церкви. Ход их литургии, как и одежды духовенства не изменялись больше тысячи лет, со времен правления в Палестине византийских императоров. Армяне обладают также правом охранять гроб Господень. Кроме них, православных и католиков, к служению в базилике около Гроба Господня допущены монахи коптской, сирийской и эфиопской конфессий. Всем им выделены свои пределы и часы для молитв.
У базилики Гроба Господня происходит смена караула. Двести с лишним лет в эти часы у Гроба Господня несут службу францисканские монахи, эскорт обеспечивает арабская гвардия. Францисканцам выпала честь представлять в этом месте всю римско - католическую церковь. Монахи отправляются в ризницу, когда-то принадлежавшую крестоносцам.
О юном периоде жизни Христа историки знают немного. Есть разные мнения по поводу существования его братьев и сестер и плотницкого ремесла, которое будущий Спаситель перенял у отца. Евангелист Лука в качестве месторождения Христа указал Вифлеем. Был ли этот Вифлеем иудейским или находился в Галилее, у ученых на этот счет единого мнения нет. Из иудейского Вифлеема, согласно пророчествам Михея должен был явиться пастырь Израиля из колена Давида, так считают христиане.
Родной город Марии и места благовещения находится примерно в 130 километрах от Вифлеема. Там, где по преданию стоял дом Марии византийцы и крестоносцы строили часовни и храмы, но они не сохранились до наших дней. Сегодня в этом месте стоит храм Благовещения, построенный францисканцами в 1966 году.
Памятью о деяниях Иисуса являются многочисленные церквушки и часовни, рассеянные вокруг Тивериадского, прежде Генисаретского озера. Эта часовня была построена в честь 9 заповедей блаженства, которые Иисус огласил во время нагорной проповеди. Большая часть храмов появилась на развалинах прежних часовен уже в наши дни. Храм Преломления хлеба стоит здесь всего 200 лет. Лишь мозаика на полу помнит византийские времена, судя по ее мотивам, авторами были египетские христиане. Фрагмент изображает хлеб и рыбу, которыми Христос сумел накормить многотысячную толпу.
С начала своего существования Тивериада славилась, как место своего оздоровления. Вблизи нее расположены горячие серные источники. Здесь стоит осмотреть не только памятники старины римских времен. Между Тивериадой и Капернаумом стоит базальтовая базилика с одним нефом, воздвигнутая в честь святого Петра Симона, самого верного ученика Иисуса. Петр был с учителем и в странствиях по рыбацким деревням и в Гефсиманском саду и во время ареста. После воскресения Иисус явился именно ему. Апостол Петр распространял слово божие по миру в Самарии, Антиохии, Риме, где он основал первую христианскую общину. В конце концов Петра распяли на перевернутом кресте, но ничто уже не могло остановить распространение новой веры. Слова Иисуса апостолы сделали доступными человечеству, переписывали и хранили рукописи монахи, жившие аскетами в закрытых монастырях, таких как на берегу Мертвого моря. Порой переписчики ошибались, порой брали на себя роль цензоров или давали волю фантазии. Сегодня сложно однозначно интерпретировать факты священного писания ранне-христианского периода.
Битва под Аккой была последним ударом для основанного крестоносцами царства Иерусалимского. А сама Акко на долгие времена вернулась к арабам. Когда-то в порту швартовались военные и торговые армады из Европы. Теперь бухта вновь заполнена, но уже рыбацкими лодками. В XVI веке Акку завоевала Османская армия, а после падения турецкой империи здесь хозяйничали британцы. Англичане превратили известную крепость в тюрьму, где содержалось немало активистов еврейского движения за независимость. Согласно планам ООН Акка должна была стать частью Палестины. Вопреки намеченному, с 1948 года город контролирует армия молодого израильского государства, территорией которого теперь и является Акко.