Египет достопримечательности, интересные места отдыха
отдыха за 1 минуту
Название: Египет
Государственный язык: арабский
Население: свыше 90 млн. человек
Национальная валюта: Египетский фунт (EGP)
Валюта продажи туров: USD
Продолжительность перелета из Москвы (в часах): 4




Строителя мечети, жившего в Стамбуле грека Юсуфа Бохна, вдохновляла знаменитая Святая София в Константинополе. Строительство мечети продолжалось 30 лет до 1857 года. Огромное впечатление на путешественников производит не только вид мечети, но и панорама города, открывающаяся со стен крепости. В ясные дни отсюда можно увидеть край пустыни с характерными силуэтами пирамид в Гизе. У подножия крепости возвышаются минареты мечети султана Хасана и мечети Ар Рифаи, в которой похоронен последний шах Персии Мухаммед Риза Пехлеви, умерший в 1980 году.
Наибольшее впечатление на посетителей производят сокровища, найденные в гробнице Тутанхамона. Захоронение Тутанхамона до сегодняшнего дня единственное обнаруженное в нетронутом состоянии. Впечатляющее открытие, сделанное в 1922 году английским археологом Говардом Картером, явило миру более 1700 драгоценных жертвенных даров.
Вера древних египтян в загробную жизнь предписывала по мере возможности сохранить тело умершего от разложения. Техника бальзамирования совершенствовалась и развивалась на протяжении тысяч лет. Современным ученым не удалось пока определить все составляющие препарата, применявшегося для мумификации. Некоторые интересные подробности этого процесса известны нам из писем Геродота: «Сначала извлекают из ноздри железным крючком мозг, этим способом удаляют только часть мозга. Остатки же удаляют путем впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Освободим брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера чистят ее растертыми благовониями. Наконец чрево наполняют чисто растертой миррой, кассией и прочими благовониями, кроме ладана и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок, более 70 дней, однако оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении этого срока тело обмывают и обвивают повязкой из разрезанного на ленты висонного полотна и намазывают камедью, ее употребляют вместо клея. После этого родственники берут тело назад, изготавливают деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника».
Представления и посмертной жизни, характерной для Древнего Египта были совершенно материальными. Следствием этого стал обычай помещать в гробницы предметы ежедневного обихода и различные памятные вещи, что в свою очередь позволило современным исследователям реконструировать образ жизни древних египтян. Из миниатюрных рисунков на керамике, найденных в гробницах известно, например, что невольников зажиточного египтянина хоронили вместе с хозяином. Они должны были служить своему господину и в загробной жизни.
«Мы, люди уважаем уплывающее время, поэтому время должно уважать пирамиды» - гласит известная арабская поговорка. Пирамиды в Гизе - древнейшие из сохранившихся построек. Около 2 600 лет до нашей эры фараоны Хеопс, Хефрен и Микерин велели построить себе на западном берегу Нила величественные гробницы. Пирамиды должны были обеспечить фараонам бессмертие. Форма гробниц символизировала солнечные лучи, по которым умершие властелины должны были отправиться в свой путь вечности.
Эти грандиозные памятники старины, окруженные десятками экскурсионных автобусов и толпами туристов беззащитны перед прозой современности. Приезжие, выйдя из прохладных автобусов прямо в жаркую пустыню, минутку-другую приходят в себя, а затем хватаются за видеокамеры. Высота самой большой и самой старой пирамиды в Гизе, пирамиды Хеопса первоначально составляла почти 147 метров. На северной ее стороне находится вход в коридор, ведущий к усыпальнице фараона, к сожалению разграбленной в недалеком прошлом. Площадь усыпальницы составляет 55 кв.метров, высота почти 6 метров. Сегодня там стоит пустой гранитный саркофаг, украденная мумия Хеопса до сих пор не обнаружена.
Пирамида Хефрена незначительно уступает размерами пирамиде Хеопса. Ее высота 136 метров, а длина основания 210 метров. У вершины сохранились остатки облицовки, когда-то плотно прикрывавшей все три пирамиды сверху донизу. Со строительством пирамид связаны многочисленные легенды и еще более многочисленные научные и псевдонаучные теории. Согласно древнегреческому историку Геродоту, Хеопс в поисках средств для строительства пирамиды, якобы послал свою дочь торговать собой, причем зарплату она брала каменными блоками. Как утверждает Геродот, эти камни потом были использованы при строительстве пирамиды Хефрена.
Царский некрополь в Гизе охраняет самый старый и самый крупный из легендарных египетских Сфинксов. Он был вырезан в скале по повелению фараона Хефрена. На протяжении веков ветры пустыни не щадили большого сфинкса. Но больше всего сфинкс пострадал от наполеоновских солдат, которые превратили статую в мишень для артиллерийских упражнений. Каменная фигура льва с человеческой головой насчитывает 57 метров в длину и 20 метров в высоту. В Древнем Египте сфинкс был символом царского могущества. Сегодня исторические достопримечательности Египта охраняются главным образом лоточниками. А те готовы предоставить капризному туристу все, от холодной кока-колы до позолоченных фигурок фараона и стеклянных, миниатюрных пирамид.
Представление совершенно иного рода мы увидим, когда над пирамидами сгустятся сумерки.
Прожектора и громкий звук делают сфинкса и пирамиды декорациями к дешевому шоу в голливудском стиле. Оно рассчитано, наверное, на тех, кому вид каменных памятников в дневном свете представляется слишком скучным, как говориться - дело вкуса.
Алебастровый Сфинкс - стражник Мемфиса. Важнейшими эпохами в развитии цивилизации Древнего Египта были периоды Древнего царства, Среднего царства и Нового царства. В период Древнего царства, т.е. примерно с 2640 по 2160 до н.э. Мемфис был столицей Египта. Сегодня города уже нет, от легендарного могущества осталось немного. Алебастровый сфинкс и колоссальная фигура Рамсеса II по большому счету единственная память о древнем городе, исчезнувшем в песках пустыни.
Мемфис, Дахшур, Саккара и Гиза - в этих местах хорошо думать о вечности. Практически тут же, у подножья тысячелетних пирамид открывает свои двери старейший в Египте гольф-клуб. Нигде больше партии гольфистов не сопровождает столь фантастический фон. Сочная зелень идеально подстриженных газонов посреди пустыни действительно впечатляет.
Древние египтяне считали регулярные разливы Нила благословением природы, подарком Богов. В древнеегипетский день Нового года, в конце июля по нашему календарю над восточным горизонтом возвышался Сириус, возвещавший жителям, что река скоро выйдет и берегов. Богиня Сабдет была персонификацией Сириуса, а представляли ее как женщину со звездой над головой. Разливы Нила, которые прекратились с возведением асуанских плотин, еще не гарантировали обильных урожаев. Чтобы собрать урожай, крестьяне должны были неустанно равнять поля и обустраивать их запрудами.
Древнеегипетский год делился на три периода, обусловленные активностью Нила. Ахет - время разлива реки. Перет - зима, время прорастания растений и одновременно время отдыха. Шему - лето, время сбора урожая. Каждое из этих времен года продолжалось 4 месяца.
Геродот считал жителей египетских деревень настоящими счастливцами. Нет другого народа на свете, который так легко добывал бы плоды своей земли. Им ведь не нужно трудиться, проводя борозды плугом, разрыхлять землю и заниматься прочими изнурительными работами на Ниле. После каждого естественного разлива, когда река, оросив поля, снова входит в берега, каждый египтянин засевает свою пашню, а потом выгоняет на нее свиней. Когда семена втоптаны в почву свиньями, ожидают время жатвы, а потом при помощи этих же свиней обмолачивают зерно. Геродот сильно заблуждался. Для того, чтобы получить хороший урожай, египетским крестьянам приходилось изрядно попотеть. Тем не менее, уже во времена Римской империи, Египет пользовался славой житницы всего античного мира.
Животворящий Нил обеспечивал урожай, однако тем, кто собирал зерно, это не приносило богатство. Сразу после жатвы каждый египтянин встречала на пороге своего дома сборщика податей. Тому, кто не отдавал государству большей части своего дохода или пытался его утаить, грозила смерть. В современном Египте государство не обирает своих жителей, но жить в деревне по-прежнему трудно. Глядя на здешних крестьян и на то, как им достается хлеб можно подумать, что время здесь остановилось. Впрочем, крестьяне выглядят гораздо более счастливыми и довольными своей судьбой, чем мы. И все-таки вряд ли кто-то из нас согласиться жить так, как живут феллахи.
Интересно, что об этом сказал бы наш верный проводник Геродот, обратимся снова к его запискам: «Подобно тому, как небо в Египте иное, чем где-либо в другом месте и как река у них отличается иными природными свойствами, чем остальные реки, так и нравы и обычаи египтян почти во всех отношениях противоположны нравам и обычаям остальных народов. Так, например, у них женщины ходят на рынок и торгуют, а мужчины сидят дома и ткут». Со времен Геродота обычаи египтян изменились, но базар в Луксоре по-прежнему является зеркалом жизни окрестных деревень. Несмотря на торговый азарт, всегда найдется минутка для шиши. Как и на любом другом восточном базаре, здесь нужно немного поторговаться. Конечная цена при этом - вопрос второстепенный, важен сам процесс торговли.
Традиция обработки алебастра, такая же древняя, как и власть фараонов. Алебастр привозили в Луксор на верблюдах и ослах из каменоломен, до которых было 25 километров. Сверкающий белым, серым или красноватым оттенком мелкозернистый камень здесь сковывают, режут, полируют и отшлифовывают при помощи самых простых орудий. Все происходит так же, как это происходило тысячи лет тому назад.
Для древних египтян алебастр был одним из самых благородных материалов. Мастера того времени использовали его в скульптуре и архитектурных украшениях. Из алебастра делали бижутерию и десятки предметов ежедневного обихода, например, лампы или кубки. Сегодняшняя продукция из алебастра, хотя и не всегда выполненная вручную, тоже довольна разнообразна: от ваз и сувенирных пирамид до миниатюрных копий колоссов Мемнона.
Эсна, раннее утро. Торговцы на рынке открывают свои ларьки, цветные ткани ловят первые солнечные лучи. Самый лучший проводник по тесным закоулкам базара собственное любопытство. В Луксоре мы находились в каменном мире, а теперь снова среди людей. Вокруг улыбки и взгляды, этот город полон жизни.
Под оживленным базаром глубже пары десятков метров находятся хорошо сохранившиеся руины храма. Он был построен во времена 18-ой династии в честь бараноголового бога Хнума, создавшего первых людей на своем гончарном круге. В эпоху Птолимея храм был перестроен. Наибольшее впечатление производят колонны с цветочными, декоративными мотивами.
Перед храмом и внутри него царит настоящее вавилонское столпотворение. Голоса сотен туристов и перекликающихся на разных языках экскурсоводов сливаются в удивительную мелодию. Однако Хор остается равнодушен к толпам смертных у его ног.
Элефантина - страна слонов. Возможно, обилие этих животных и позволило древним египтянам дать название острову и городу, ныне находящемуся в черте Асуана. А возможно название пошло от выступающих из воды камней, которые напоминают стадо слонов. При этом точно известно, что в этом месте, неподалеку от первых Нильских порогов проходила граница между Египтом и Нубией, между миром востока и черной Африкой. Здесь пересекались торговые пути из Судана, Эфиопии и Нубии.
Нигде больше мы не увидим столько фелук, как в Асуане. Десятки судов с характерными треугольными парусами снуют по Нилу между Асуаном и островом Элефантина. Они перевозят туристов, желающих познакомиться с каменными гробницами Асуанских сановников времен Среднего и Древнего царств.
На восточном берегу Нила расположен старый отель «Олд Катаракт», в котором любила отдыхать королева детективного жанра Агата Кристи. У берегов острова Элефантина мы найдем остатки, так называемого, «ниломера». Во времена фараонов в водах Нила были установлены десятки таких измерительных приборов. Благодаря им, египетские мудрецы могли с большой степенью достоверности могли прогнозировать высоту волн во время разлива реки и примерно оценивать будущий урожай.
Когда солнце, наконец скроется за горизонтом, а вместе с ним спадет жара, проснется Асуанский базар. Разноцветные флажки, яркие огни, громкая музыка и ломящиеся под тяжестью товаров прилавки - такой праздник нельзя пропустить. Асуан - когда зной льется с неба, мы мечтаем только о том, чтобы как-нибудь дожить до вечера. Под палящим зноем трудно жить, лишь ночью к нам возвращается жажда жизни. За несколько часов, оставшихся до сна, мы ближе знакомимся с этим экзотическим городом. Лица, цвета, запахи и звуки - все, что в жару словно засыпало, теперь вновь обретает движение.
Процитируем Геродота. Вот что он узнал от писца храма богини Нейт, Афины: «Есть две горы с остроконечной вершиной, возвышающимися между городами Сиеной Фиванской области и Элефантиной. Название этих гор - Крофи и Мофи». Между этими горами и выходят на поверхность бездонные источники Нила. Причем половина вод течет на север - в Египет, а другая половина на юг - в Эфиопию. Согласно другому мифу, Нил берет свое начало в каменной скале возле первого порога.
История нубийцев уходит в далекое прошлое. На протяжении веков судьбы нубийцев и египтян тесно переплелись друг с другом. Несколько раз Египет подчинял себе Нубию, но та всякий раз возвращала себе независимость. Около 800-го года до нашей эры роли поменялись, тогда нубийцы одержали победу над северными соседями и навязали им собственную династию фараонов. Сегодня потомки древнего народа Нуба заселяют плато Кардафан в окрестностях Асуана. Они зарабатывают торговлей и возделыванием земли. В последнее время существенную часть их дохода обеспечивает туристический бизнес. Путешественники могут рассчитывать на теплый прием в нубийской деревне. Жители угощают нас черным, очень сладким и очень горячем чаем. Повседневная жизнь протекает на просторном внутреннем дворе, куда выходят двери всех комнат. Люди здесь продолжают жить большими семьями под одной крышей.
К счастью нововведений избежал храм Абу - Симбел с величественными статуями Рамсеса II и царицы Нефертари. В рамках беспрецедентной спасательной операции бесценному памятнику культуры было найдено местечко повыше. Чтобы перенести храм, его в буквальном смысле слова разобрали на кусочки, более тысячи 20-тонных блоков, которые потом были сложены заново. Перед 33-метровым фасадом величественного храма возвышаются 4 каменные статуи божественного правителя Рамсеса II. У ног 20 -метровых статуй находятся фигуры его жены Нефертари и членов царской семьи. Их взгляды обращены на восток.
От вида гробница Рамсеса II захватывает дух. Прекрасен и изукрашенный интерьер храма. Все статуи Рамсеса II снабжены уреем - символом королевского величия, силы жизни и смерти, способности править и уничтожать врагов бога Ра. Урей представлял собой налобную змею, крепившуюся к диадеме, а с эпохи Среднего царства, к короне. Урей имел вид поднявшейся кобры с раздутым воротником. Защита от всех зол, низвергающая огонь змея называется также «огненным глазом бога солнца Ра». Рамсес II заслуживал этого знака, быть может, более других фараонов. Именно по его повелению были возведены архитектурные шедевры, ставшие наиболее характерными для древнеегипетской культуры.
Храмовый комплекс расположен таким образом, чтобы дважды в год - 22 февраля и 22 октября первые лучи восходящего солнца освещали всю глыбу храма, вместе с находящимися снаружи статуями богов. При это солнечные лица рехур Ахти Рамсеса II и Амона Ра открываются посетителю, а Пта - бог земли, остается в тени. Оба знаменитых храма в Абу - Симбеле высечены целиком в скале. В меньшем храме, храме Нефертари, второй супруги Рамсеса II изображения царской семьи. Они продолжают традиции, которые в официальное египетское искусство ввел Эхнатон.
Да Абу - Симбела, находящегося в 28 километрах к югу от Асуана можно добраться не только на машине, но и на теплоходе по Нилу. Такой вариант предоставляет возможность осмотра по дороге еще четырех храмов.
«Я построил храм Амона из прекрасного белого камня, велел сделать к нему ворота из дерева акации и покрыть их золотом, а петли отлить из бронзы. Имя Амон я выложил на воротах драгоценными камнями» - так звучит надпись, сделанная по велению Аменхотепа III, основателя храма в Луксоре. Храм был построен в честь Амона - царя богов, его жены Мут и их сына - бога Луны Хонсу. Аллея для процессии перед храмом была закончена только во времена правления фараона Нектанеба I. Окончательный вид храму придал Рамсес II. Это он велел установить величественную колоннаду и гигантский пилон. Черты фараона узнаются в лицах огромных каменных фигур.
Ворота открыты и часовня во дворце тоже. Фивы празднуют, все словословят изо всех сил небо и землю. Так, согласно древнему описанию проходили празднества в древнем храме. Сегодня в бывшем дворце тоже раздается шум, хотя он не имеет ничего общего с религиозным ликованием. Туристы со всего света, возбужденные близостью мифического мира, перекликаются друг с другом, проверяя акустику храма. Особенно дисциплинированные следуют за своим экскурсоводом стройными рядами, другие передвигаются хаотичными группами. В горячем воздухе смешиваются слова на разных языках и облака пыли. Неотъемлемые атрибуты туристов - платки и капюшоны, солнечные очки, бутылки с водой и конечно видеокамеры.
Храм Амона в Луксоре был связан с храмом в Карнаки трехкилометровой аллеей, протянувшейся вдоль Нила и предназначенной для процессий. По обе ее стороны стояли сфинксы. Эта необыкновенная дорога связала два строения в единый сакральный комплекс, который достраивали в течение двух тысяч лет. Каждый из строителей старался превзойти своих предшественников размахом архитектурных и скульптурных начинаний. Аллея сфинксов ведет от Нила к большим колоннам, возвышающимся у входа во двор. За очередными пилонами находится величественный зал. Войдя в это огромное помещение, мы оказываемся в необыкновенном каменном лесу, где рядами расположены 134 величественные колонны, каждая высотой от 13 до 21 метра. Автором идеи этого архитектурного чуда считают фараона Аменхотепа III.
Возводя величественные обелиски, древние египтяне утверждали свое преклонение перед солнцем. Следы культа солнца кроются и в настенных рисунках и в иероглифах. Скарабей был богом восходящего солнца, его отождествляли с воскресеньем и возрождением в другой жизни. Тот, кто три раза обойдет этот древний амулет здесь в Карнаки, обязательно вернется в Египет.
Храм в Луксоре и святилище в Карнаки сегодня образуют самый большой из сохранившихся в Египте сакральных комплексов. Несмотря на свои огромные размеры, архитектурный ансамбль передает лишь малую толику величия Фив периода расцвета. Этот древнеегипетский город сотни лет был столицей империи фараонов. Глядя на руины храмов, мы можем довообразить былое величие этого древнеегипетского города. В Иллиаде Гомер писал о Фивах: «Град, где богатство без сметы в обителях граждан хранятся, град, в котором сто врат. А из оных по каждой из 200 ратных мужей в колесницах на быстрых конях выезжают».