Вьетнам : ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА

Хюэ. Императорский город


Вытянутая форма страны с малонаселенным центром усложняла ее защиту и провоцировала ее врагов разделить государство на две части. Видимо, чтобы как-то компенсировать этот недостаток в 1802 году перед вторжением французов столицей был выбран город Хюэ, расположенный в слабом и незащищенном центре страны. Хюэ сохранил красоту и достоинство старой императорской столицы, которой он являлся до 1945 года. 50 тысяч жителей, 1/6 населения города по-прежнему живет внутри исторической цитадели, чья граница обозначена 11-километровой крепостной стеной.
Центром города является крепость в крепости. Резиденция императора, до боли напоминающая Запретный город в Пекине. Комплекс был заложен точно по оси север - юг. Этот и многие факты не случайны и имеют символическое и ритуальное значение. Любопытно, что первый обитатель дворца - император Геолонг пустил в страну христианских миссионеров, но сам остался верен идеям конфуцианства.
Город Хюэ стал столицей страны в результате многолетнего междуусобного конфликта. На севере власть принадлежала роду Чинь, а на юге роду Нгуэн. В 1771 году вспыхнуло, так называемое восстание Тейшонов, по названию гор Тейшон, во время которого трое братьев Нгуэн свергли правящую династию и основали собственную. Один из ее потомков Нгуэн Ань в 1802 году напал на государство Тейшонов, под именем Геолонг провозгласил себя императором и перенес столицу в город Хюэ.
Во дворце Высшей гармонии было проведено 13 коронаций. Здесь проходили и другие важные государственные и религиозные церемонии. Архитектура передает утонченность первого императора династии Нгуэн. Геолонг ориентировался на великого северного соседа. Он использовал китайскую модель в политике и судопроизводстве. Заботясь о качестве управления, Геолонг основал в Хюэ Национальную академию, целью которой была подготовка чиновников - мандаринов. Подобные учреждения, готовившие управляющих, были созданы и в провинции. В этой комнате мандарины готовились к аудиенции императора. Впоследствии вельможи все больше превращались в самонадеянных любителей пышных церемоний и теряли контакт действительностью. За стенами Запретного города свирепствовал голод и недовольство народа достигло угрожающего размаха. Но не понимавшие серьезности ситуации придворные готовили очередную шумную процессию для императора.
Императоры из Хюэ ориентировались на Китай до самой смерти в буквальном смысле. Так же, как и китайские правители, императоры Вьетнама приказывали строить себе еще при жизни монументальные гробницы неподалеку от города. Неизменным элементом гробниц были стеллы, на которых увековечивали свершения, мудрость и героизм императоров.
В последний путь монахи отправлялись с достойным кортежем. В загробный мир их сопровождали каменные фигуры мандаринов, а также лошади и слоны. Этот обычай сохранился и до нынешних времен. С подобными почестями в 1925 году был похоронен Кай Дин, марионеточный император, состоящий на службе у Франции. В те времена страна была уже французским протекторатом, поделенным на три административных региона - Танкин на севере, Кохинхин на юге и Аннам в центре. Хюэ оставался столицей центрального региона и резиденцией императора, но его могущество было иллюзорным.
В Хюэ захоронен нгуэн Зык Тонг, правивший под именем Тыдык, последний император независимого Вьетнама. Именно он, не выдержав внутренних конфликтов подписал унизительный договор с французами. Тыдык не горе желанием сражаться с захватчиками и хотя французские отряды занимали город за городом, монарх был озабочен не снабжением и вооружением армии, а поиском художников и скульпторов, которые смогли бы построить ему величественную гробницу. По сохранившимся документам можно воссоздать образ императора. Образ инфантильной личности, жившей в иллюзорном мире. Сам правитель считал себя прежде всего выдающимся поэтом - романтиком и гробница должна была стать памятником его поэтическому гению. Тыдык пожелал, чтобы в усыпальнице был разбит парк с местами для игры в шахматы, рыбной ловли и поэтическими уголками. Самым большим курьезом некрополя был театр, самовлюбленный правитель мечтал, чтобы на протяжении 100 дней после его смерти в гробнице шли представления.