Мексика : ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА

Чичен-Ица


Ряд колонн у Храма воинов образует эффектную раму, в которую вписана пирамида Бога Кукулькана. Эта центральная точка Чичен-Ица, известнейшего памятника культуры майя на полуострове Юкатан. Идеально симметричная пирамида была возведена на квадратном основании со стороной 55 метров. Ее высота составляет 24 метра. Испанцы, восхищенные видом пирамиды, назвали ее «Эль Кастильо», т.е. замок. Во времена майя простые смертные не имели права подниматься на ступени, ведущие на вершину пирамиды.
Сегодня уже нет такого уважения к индейским богам. Как и любое значительное святилище майя пирамида в Чичен-Ица хранит знания индейцев об астрономии и астрологии. На вершину святилища ведут 365 ступеней по количеству дней в году. Пирамида установлена под таким углом, что во время летнего и зимнего солнцестояния солнце освещает только две стены. 21 марта, когда наступает весеннее равноденствие смена угла падения солнечного луча создает иллюзию ползущего по пирамиде ужа. Расположение отдельных строений позволяет думать, что строители Чичен-Ица брали за образец известный церемониальный комплекс в Туле.
Кукулькан, во имя которого построили храм был главным божество в религии майя. Его прототипом был Кецалькоатэль у тольтеков, пернатый змей - творец мира. Барельефы на колоннах изображают тольтекских воинов. Другим наследием тольтеков был культ ягуара, для которого построили особый храм, причем рядом со стадионом для игры в мяч. В это трудно поверить, но уже майя играли в мяч. Их игра называлась пелота и носила скорее ритуальный, нежели спортивный характер. В ее правилах нет ничего общего с пелотой басков. Прикосновение к пернатому змею приносит счастье. В это верили и древние майя. Мяч, сделанный из твердой резины подбрасывали бедром, игроки стремились попасть мячом в каменное кольцо, подвешенное на стене на высоте 4-х метров. К сожалению, мы не знаем точных правил старинной игры, мы не знаем также, что происходило по окончании матча. Становились ли жертвами для богов проигравшие, а может быть, как ни парадоксально, на алтарь поднимались победители, получив эту возможность, как великую награду. В любом случае по изображениям на барельефах можно понять, что ставкой в игре была человеческая жизнь.
Для других жертвенных ритуалов использовались синоты, глубокие природные колодцы. В темную бездну, к славе богов бросали драгоценные камни, а порой и людей. Подземные источники нередко связанные друг с другом многокилометровыми каналами были для майя крайне ценны. Майя верили, что принесенные в жертву, не погибают, а переходят в подземный мир, населенный богами.
Астрономическая обсерватория Караколь. Из окон этой круглой башни майя внимательно наблюдали за небом, ведь оно было обителью богов. Хотя это место принадлежит классическому периоду культуры майя, испанцы окрестили одно из здешних строений женский монастырь. Помещения в нем показались им похожими на монастырские кельи.