Иордания : ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА

Столица набатейского царства - Петра


Величественная горная страна, освещенная лучами заходящего солнца, таит самое прекрасное место на иорданской земле. Где-то за скалами скрывается легендарная столица набатейского царства - Петра. В утреннем свете скалы выглядят совсем иначе, но не менее великолепное. «Петра - самое чудесное место на земле» - говорил Лоуренс Аравийский. Но где же она? Этот вопрос был дежурным для купцов, путешествовавших с товаром. Город, укрытый в каменном ущелье нелегко было отыскать.
Нынешним путникам вход в горный лабиринт преграждает путь бесчисленные ларьки с сувенирами, до цели можно добраться на извозчике или пешком. Горячим арабским таксистами въезд сюда был запрещен. С той поры на подступах к ущелью стало спокойней. Через 500 метров перед нами возникает могильный обелиск, предвестник удивительных вещей, которые ждут впереди. Темная черта, пересекающая горные стены могла бы остаться незамеченной, но именно она выдает тайный вход в город набатеев. Тут начинается ущелье в несколько метров шириной. Настоящее игольное ушко, в который не смогла войти ни одна вражеская армия. Ущелье возникло вследствие тектонических сдвигов, трещина, которую называют «сик» протянулась на 1200 метров.
Песок и ветер идеально отшлифовали стены ущелья. Природа позаботилась и о необычных формах и красках. На полпути открывается горная расселина с высеченным на ней изображением неизвестного божества. В этом месте вероятно происходили жертвоприношения, но мы уже принесли жертву - входной билет стоит около 30 долларов. На стенах ущелья выбиты барельефы, изображающие караваны. В скалах также вытесаны каналы, подводившие воду.
Набатеи выработали совершенную методику сохранения живительной влаги. Благодаря каналам и горным цистернам они ни от кого не зависели. И наконец, выход из ущелья. Этот момент надо запечатлеть на фото, как начало эпического представления. Отодвигается занавес и зритель видит потрясающие декорации. Перед фасадом гробницы, называемой Эль-Хазне (казна) царит оживление. Бедуины уговаривают туристов прокатиться на верблюде до следующих зданий, высеченных в скалах. Предки этих гидов, увидев 40-метровый прекрасный фасад этого здания решили, что перед ними владение фараона. А в венчающей строение каменной урне спрятаны золото и драгоценности. Они обстреляли урну из карабинов, но вопреки ожиданиям драгоценности из каменной стены не посыпались. По-видимому казной здание только называлось, по существу это был склеп зажиточной набатейской семьи, которых кстати сказать в Петре несколько сотен.
Дальше можно двигаться пешком или верхом на осле. Перед нами склепы разной степени знатности, которым более двух тысяч лет. Иорданцы умеют создавать композиции из песка, насыпанного в стеклянные сосуды.
Открыл Петру западному миру в 1812 году обращенный в ислам швейцарский путешественник Иоганн Людвиг Бурхардт. О таинственном, выбитом в скалах городе он услышал, путешествуя из Дамаска в Каир. Вход в ущелье путешественнику показали арабские проводники. Он обманул их и спросив согласие на жертвоприношение на могиле Аарона, брата Моисея. Первые археологи добрались до мифического города лишь в 1929 году.
Амфитеатр, разрушенный землетрясением, вновь увидел дневной свет в середине XX века. Несложно представить себе ряды, заполненные зрителями. Набатеи носили длинные одежды - белые с лиловым орнаментом, такие сегодня еще можно увидеть в Аммане. Каменные скамьи вмещали до 8 тысяч зрителей. Строительство театра начал царь Аретас IV, завершали постройку римляне, которые включили страну набатеев в состав своей империи. Сразу за театром начинается крутая лестница, ведущая на большую жертвенную площадь. По пути можно полюбоваться необычной игрой форм и красок на стене из песчаника.
Подъем требует хорошей физической формы и концентрации. Захватывающие пейзажи вокруг отвлекают внимание от каменных ступеней под ногами, нужно быть аккуратным. В нескольких десятках шагов от жертвенной площади туристов встречают два обелиска. Их размеры и привилегированное положение подсказывают, что посвящены они какой-нибудь знатной чете. Наверху проходили самые важные собрания набатейского народа. Здесь, как и в любом популярном у туристов месте идет торговля.
С вершины плато, на котором набатеи разместили жертвенную площадь открывается незабываемый вид на город. Только здесь можно охватить умом размеры поселения. В период расцвета в Петре проживало около 50 тысяч жителей. Набатеи выбивали жилье в скалах, но могли строить и по традиционным технологиям, выкладывая камень за камнем. Примером отдельностоящего здания является храм, посвященный вероятно, самому важному божеству - Душаре. Новый крутой подъем. 800 ступеней ведут к одному из прекраснейших зданий в Петре. В самом выгодном свете, в буквальном смысле слова оно предстает в послеполуденные часы. На пути через ущелье через каждые несколько метров открываются все новые захватывающие картины. Некоторые причудливые формы - творения природы, другие - дело рук самих набатеев. Многочисленные желобки связаны в одну хитроумную водопроводную систему, которая вероятно была самым ценным сокровищем набатеев. Вода, собираемая в подземных резервуарах, в пустыне была на вес золота. Жители Петры делали себе состояние, продавая воду караванам, идущим близлежащими путями. Современные бедуины довольствуются меньшей выручкой нежели их предки.
Еще одна достопримечательность Петры. Выбитый в скале монастырь Дейер поражает огромными размерами. В византийскую эпоху он использовался как христианский храм. Отсюда и название, которое так и переводится «монастырь». Одна только урна, венчающая строение имеет в высоту 9 метров, в общем же Дейр достигает 45 метровой высоты.
Петра строилась несколько сотен лет, Дейр возник предположительно в период правления последнего набатейского царя в I веке н.э.
Огромный комплекс гробниц, на так называемой королевской стене. Наиболее монументальной частью горного некрополя является гробница, называемая «дворцовой». Любопытно то, что ни в одной из гробниц не найдено человеческих останков, вероятно, грабители опередили археологов. Заходящее солнце придает этому месту магическую красоту. Песчаник напоминает мрамор. Обратная дорога по почти пустому Сику выглядит мистически.