Китай : ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА
Даосский монастырь Шаолинь
Символом давнего прошлого провинции Хунань является статуя монаха Бодхихармы, который в 527 году пришел из Индии в Китай и первым начал проповедовать в этой стране буддизм. Тут, в пещере горы Суньшань, одной из пяти святых гор Китая, он провел 9 лет в медитации, а потом отправился в даосский монастырь Шаолинь и убедил тамошних монахов обратиться в буддизм. Старинные духовные практики, а также боевая техника кунг-фу, которая оформилась здесь, прославили Шаолинь на весь мир. С некоторых пор Шаолинь стал самым доходным из китайских мифов.
Сотни иностранцев обучаются кунг-фу в городке, который возник рядом с монастырем. За несколько месяцев можно обучиться азам этой борьбы. А вот 6 лет – столько времени учатся здесь китайские дети - это уже кое-что. Занимаясь по несколько часов в день, адепты кунг-фу становятся мастерами. Во времена культурной революции кунг-фу ушло в подполье, однако в дальнейшем, благодаря многочисленным кинофильмам, оно превратилось в своего рода статью китайского экспорта. О его востребованности свидетельствует число школ кунг-фу от Москвы до Лос-Анджелеса. В самом Шаолине, а также в округе в радиусе нескольких километров действует более 100 школ. Месяц обучения стоит около 75 долларов, проживание и питание оплачиваются отдельно.
В мастерских, которых здесь не счесть, ремесленники делают мечи, причем в огромных количествах. Ими без труда можно было бы вооружить целую императорскую армию. В этих мастерских работает много женщин. Они в основном занимаются изысканной отделкой. Более тяжелые кузнечные работы выполняют мужчины. Украшение рукоятей и ножен – тонкая ручная работа, требующая немалого мастерства. Можно было бы подумать, что здесь делают только декоративные экземпляры, но, пройдя всего несколько шагов, мы увидим, как эти мечи служат своим владельцам.
Чтобы достичь совершенства, будущие мастера кунг-фу начинают тренировки в возрасте до 10 лет, лишь немногие чуть позже. Здешние школы формально считаются общеобразовательными, но на деле главным предметом и содержанием обучения является кунг-фу. Важный элемент ежедневный многочасовых тренировок – упражнения на выносливость с целью закалить тело и сделать его нечувствительным к боли. Кунг-фу – это не просто борьба, скорее, это определенная система религиозных взглядов. Тем не менее, большинство учеников, похоже, мечтает в первую очередь о том, как бы попасть в Голливуд. Мало кому удается пойти по стопам Брюса Ли, однако в полиции или в охранном агентстве диплом шаолиньской школы – прекрасная рекомендация. Глядя на тысячи безделушек, которые продаются в городских лавках, можно и позабыть о том, что кунг-фу – это в первую очередь богатая духовная традиция. Но экскурсия в сам монастырь напомнит нам об этом.
Дорога идет через лес пагод – кладбище великих мастеров кунг-фу. Их тела в соответствии с буддийской традицией сжигали, а прах помещали в специально построенную пагоду. В монастыре Шаолинь можно проникнуться духом буддийской религии, которую распространяли в Китае индийские проповедники. В Срединном государстве буддизм усвоил многие положения традиционной китайской религии – даосизма. Так сформировалось своеобразное дальневосточное направление буддизма – чань. Или в японской традиции – дзэн. Со временем буддизм начал оказывать большое влияние на общественную и политическую жизнь страны, однако он так и не стал господствующей религией. В 845 году императорским указом буддизм был запрещен, а монастыри закрыты. Однако такая мера не смогла воспрепятствовать распространению этой религии. Основы кунг-фу, или по-древнекитайски – ушу, разработал Бодхидхарма. Его изображение сейчас можно увидеть в монастыре. Физические упражнения первоначально были частью общего комплекса практик, целью которого являлось духовное совершенствование. Впрочем уже очень скоро стало очевидно – кунг-фу не только средство достичь нирваны, но и эффективное боевое искусство. Бронзовые фигуры в монастырском коридоре напоминают о легендарных шаолиньских монахах, которые спасли жизнь Ли Шиминя – будущего императора Тайцзуна, сделав тем самым кунг-фу популярным во всем Китае. В правление династии Тан шаолиньских монахов назначали телохранителями императора. Значение монастыря возрастало, он стал крупным политическим центром. Позже, когда влияние буддизма ослабло, монахи вернулись к молитвам, не забывая, впрочем, и боевые упражнения.
Нынешние обитатели Шаолиня не без успеха поддерживают репутацию монастыря как единственного в своем роде. Прекрасной рекламой служат зрелищные бои. Раз в месяц лучшие мастера кунг-фу демонстрируют свои умения во время смотра, на котором их оценивает специальное жюри. Невероятная плавность движений достигается за счет умения управлять внутренней энергией ци, которая присутствует в каждом человеке. Дыхательная гимнастика и упражнения, направленные на концентрацию ци, учат аккумулировать и использовать эту силу. Искусство владеть собственным телом оберегает и от травм. Энергия ци направлена в нужное место. И вот плечи и ноги совершенно невосприимчивы к боли и ранениям.
Сотни иностранцев обучаются кунг-фу в городке, который возник рядом с монастырем. За несколько месяцев можно обучиться азам этой борьбы. А вот 6 лет – столько времени учатся здесь китайские дети - это уже кое-что. Занимаясь по несколько часов в день, адепты кунг-фу становятся мастерами. Во времена культурной революции кунг-фу ушло в подполье, однако в дальнейшем, благодаря многочисленным кинофильмам, оно превратилось в своего рода статью китайского экспорта. О его востребованности свидетельствует число школ кунг-фу от Москвы до Лос-Анджелеса. В самом Шаолине, а также в округе в радиусе нескольких километров действует более 100 школ. Месяц обучения стоит около 75 долларов, проживание и питание оплачиваются отдельно.
В мастерских, которых здесь не счесть, ремесленники делают мечи, причем в огромных количествах. Ими без труда можно было бы вооружить целую императорскую армию. В этих мастерских работает много женщин. Они в основном занимаются изысканной отделкой. Более тяжелые кузнечные работы выполняют мужчины. Украшение рукоятей и ножен – тонкая ручная работа, требующая немалого мастерства. Можно было бы подумать, что здесь делают только декоративные экземпляры, но, пройдя всего несколько шагов, мы увидим, как эти мечи служат своим владельцам.
Чтобы достичь совершенства, будущие мастера кунг-фу начинают тренировки в возрасте до 10 лет, лишь немногие чуть позже. Здешние школы формально считаются общеобразовательными, но на деле главным предметом и содержанием обучения является кунг-фу. Важный элемент ежедневный многочасовых тренировок – упражнения на выносливость с целью закалить тело и сделать его нечувствительным к боли. Кунг-фу – это не просто борьба, скорее, это определенная система религиозных взглядов. Тем не менее, большинство учеников, похоже, мечтает в первую очередь о том, как бы попасть в Голливуд. Мало кому удается пойти по стопам Брюса Ли, однако в полиции или в охранном агентстве диплом шаолиньской школы – прекрасная рекомендация. Глядя на тысячи безделушек, которые продаются в городских лавках, можно и позабыть о том, что кунг-фу – это в первую очередь богатая духовная традиция. Но экскурсия в сам монастырь напомнит нам об этом.
Дорога идет через лес пагод – кладбище великих мастеров кунг-фу. Их тела в соответствии с буддийской традицией сжигали, а прах помещали в специально построенную пагоду. В монастыре Шаолинь можно проникнуться духом буддийской религии, которую распространяли в Китае индийские проповедники. В Срединном государстве буддизм усвоил многие положения традиционной китайской религии – даосизма. Так сформировалось своеобразное дальневосточное направление буддизма – чань. Или в японской традиции – дзэн. Со временем буддизм начал оказывать большое влияние на общественную и политическую жизнь страны, однако он так и не стал господствующей религией. В 845 году императорским указом буддизм был запрещен, а монастыри закрыты. Однако такая мера не смогла воспрепятствовать распространению этой религии. Основы кунг-фу, или по-древнекитайски – ушу, разработал Бодхидхарма. Его изображение сейчас можно увидеть в монастыре. Физические упражнения первоначально были частью общего комплекса практик, целью которого являлось духовное совершенствование. Впрочем уже очень скоро стало очевидно – кунг-фу не только средство достичь нирваны, но и эффективное боевое искусство. Бронзовые фигуры в монастырском коридоре напоминают о легендарных шаолиньских монахах, которые спасли жизнь Ли Шиминя – будущего императора Тайцзуна, сделав тем самым кунг-фу популярным во всем Китае. В правление династии Тан шаолиньских монахов назначали телохранителями императора. Значение монастыря возрастало, он стал крупным политическим центром. Позже, когда влияние буддизма ослабло, монахи вернулись к молитвам, не забывая, впрочем, и боевые упражнения.
Нынешние обитатели Шаолиня не без успеха поддерживают репутацию монастыря как единственного в своем роде. Прекрасной рекламой служат зрелищные бои. Раз в месяц лучшие мастера кунг-фу демонстрируют свои умения во время смотра, на котором их оценивает специальное жюри. Невероятная плавность движений достигается за счет умения управлять внутренней энергией ци, которая присутствует в каждом человеке. Дыхательная гимнастика и упражнения, направленные на концентрацию ци, учат аккумулировать и использовать эту силу. Искусство владеть собственным телом оберегает и от травм. Энергия ци направлена в нужное место. И вот плечи и ноги совершенно невосприимчивы к боли и ранениям.