Греция : ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА
Кносский дворец
В 5 километрах к юго-западу от Ираклиона расположен Кносс, пожалуй, самая известная достопримечательность острова. Дворцовый комплекс у подножия холма тысячи лет провел под слоем почвы, пока его не открыли археологи. По легенде он принадлежал царю Миносу, сыну Зевса. О процветающем городе на Крите вспоминал еще Гомер в своей Одиссеи. На протяжении многих столетий город считался фикцией, легендой. Всерьез заинтересовался им лишь Генрих Шлиман, открывший Трою. Однако, честь открыть легендарный комплекс выпала англичанину Артуру Эвансу, он начал раскопки в 1900-м году, после того, как с трудом выкупил участок у законного владельца, господина Колакаириноса. Звали же его, по иронии судьбы, Минос.
Открытие Эванса стало сенсацией мирового уровня, оно доказывало, что уже в III тысячелетии до нашей эры задолго до античной Эллады, в Европе существовала высоко развитая культура, сопоставимая с цивилизациями Египта, Ассирии и Месопотамии. Сэр Эванс, археолог - любитель решился реконструировать дворцовый комплекс. Несмотря на голоса протеста различных ученых мужей, он сложил воедино тысячи фрагментов руин, а те части, которые найти не удалось, достроил из бетона. Неизвестно насколько конструкция аутентична, но она производит впечатление.
В восточном крыле комплекса алебастровые ступени ведут в подземелье. По легенде, в лабиринте коридоров содержался Минотавр, получеловек - полубык, родившийся от связи жены Миноса с быком, подосланным Посейдоном. Лабиринт, по приказанию царя построил гениальный изобретатель Дедал. Чудовище было убито афинянином Тесеем. Благодаря нити Ариадны, он сумел выбраться на волю и освободить будущих жертв быка, но это лишь миф. Скорее всего, запутанные коридоры имели утилитарное значение. Они соединяли между собой жилые, хозяйственные, гостевые и храмовые помещения. Исследователи не пришли к единому мнению относительно предназначения дворца. На культуру фараонов не похоже, здесь не сохранилось ни одного изображения правителей. Царь Менус был известен в микенской культуре, может быть он и стал прототипом мифического Миноса.
Не исключено, что Кносс был вначале святилищем. Некоторые экспонаты археологического музея в Ираклионе подтверждают эту теорию. Главным божеством в минойской религии была великая мать - богиня плодородия и урожая. Идолы - культовые фигурки из глины, выдают радостное, гедеонистическое отношение минойцев к жизни. Прыжок через быка - мотив, повторяющийся на фресках, посуде и статуях во всех минойских дворцах. Неизвестно, было ли это соревнование мужчин в ловкости или частью какого-то ритуала. С уверенностью можно сказать, что культ быка играл в минойской культуре важную, если не главную роль. Быков здесь приносили в жертву, скорее всего как символ обуздания человеком сил природы.
О высоком уровне минойской цивилизации свидетельствуют филигранные золотые изделия. Печати с миниатюрными рельефами, предметы быта украшения, очаровывают своей красотой и искусным исполнением. А это поле для игры выполнено из слоновой кости, покрыто золотом и интарсией. Топор с двумя лезвиями - лабрис, служил не для битвы, а для ритуальных целей. Это изображение многократно появляется на постройках минойской эпохи. Шедевром инженерной мысли можно назвать водопроводную систему Кносского дворца. Специальные каналы служили для подачи воды из источников и водостоков. В некоторых местах хитроумной конструкции разогнанная вода даже текла вверх. Минойские строители были мастерами своего дела.
Эванс определил, что здесь находилась ванная комната царицы, а рядом мегарон - спальные покои владычицы, украшенные прекрасными фресками. Тронный зал, здесь принимались политические решения. Оживленная торговля с соседями по Эгейскому морю принесла минойцам огромные богатства. Следы огня указывают на катастрофу, видимо ту, что постигла остров в 1450 году до н.э. Речь идет об извержении вулкана на близлежащем острове Тира или Санторини. Активность вулкана повлекла другие катаклизмы - землетрясения, цунами и пожары, уничтожившие много зданий. Первая высокоразвитая культура Европы погибла за несколько дней. Катастрофа уничтожила и материальные достижения, и историю, и мифологию минойской цивилизации.
Открытие Эванса стало сенсацией мирового уровня, оно доказывало, что уже в III тысячелетии до нашей эры задолго до античной Эллады, в Европе существовала высоко развитая культура, сопоставимая с цивилизациями Египта, Ассирии и Месопотамии. Сэр Эванс, археолог - любитель решился реконструировать дворцовый комплекс. Несмотря на голоса протеста различных ученых мужей, он сложил воедино тысячи фрагментов руин, а те части, которые найти не удалось, достроил из бетона. Неизвестно насколько конструкция аутентична, но она производит впечатление.
В восточном крыле комплекса алебастровые ступени ведут в подземелье. По легенде, в лабиринте коридоров содержался Минотавр, получеловек - полубык, родившийся от связи жены Миноса с быком, подосланным Посейдоном. Лабиринт, по приказанию царя построил гениальный изобретатель Дедал. Чудовище было убито афинянином Тесеем. Благодаря нити Ариадны, он сумел выбраться на волю и освободить будущих жертв быка, но это лишь миф. Скорее всего, запутанные коридоры имели утилитарное значение. Они соединяли между собой жилые, хозяйственные, гостевые и храмовые помещения. Исследователи не пришли к единому мнению относительно предназначения дворца. На культуру фараонов не похоже, здесь не сохранилось ни одного изображения правителей. Царь Менус был известен в микенской культуре, может быть он и стал прототипом мифического Миноса.
Не исключено, что Кносс был вначале святилищем. Некоторые экспонаты археологического музея в Ираклионе подтверждают эту теорию. Главным божеством в минойской религии была великая мать - богиня плодородия и урожая. Идолы - культовые фигурки из глины, выдают радостное, гедеонистическое отношение минойцев к жизни. Прыжок через быка - мотив, повторяющийся на фресках, посуде и статуях во всех минойских дворцах. Неизвестно, было ли это соревнование мужчин в ловкости или частью какого-то ритуала. С уверенностью можно сказать, что культ быка играл в минойской культуре важную, если не главную роль. Быков здесь приносили в жертву, скорее всего как символ обуздания человеком сил природы.
О высоком уровне минойской цивилизации свидетельствуют филигранные золотые изделия. Печати с миниатюрными рельефами, предметы быта украшения, очаровывают своей красотой и искусным исполнением. А это поле для игры выполнено из слоновой кости, покрыто золотом и интарсией. Топор с двумя лезвиями - лабрис, служил не для битвы, а для ритуальных целей. Это изображение многократно появляется на постройках минойской эпохи. Шедевром инженерной мысли можно назвать водопроводную систему Кносского дворца. Специальные каналы служили для подачи воды из источников и водостоков. В некоторых местах хитроумной конструкции разогнанная вода даже текла вверх. Минойские строители были мастерами своего дела.
Эванс определил, что здесь находилась ванная комната царицы, а рядом мегарон - спальные покои владычицы, украшенные прекрасными фресками. Тронный зал, здесь принимались политические решения. Оживленная торговля с соседями по Эгейскому морю принесла минойцам огромные богатства. Следы огня указывают на катастрофу, видимо ту, что постигла остров в 1450 году до н.э. Речь идет об извержении вулкана на близлежащем острове Тира или Санторини. Активность вулкана повлекла другие катаклизмы - землетрясения, цунами и пожары, уничтожившие много зданий. Первая высокоразвитая культура Европы погибла за несколько дней. Катастрофа уничтожила и материальные достижения, и историю, и мифологию минойской цивилизации.