Куба : ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА

Тринидад и Долина сахарных заводов


Тринидад, его называют Кубой в миниатюре. Один из самых старых городов на острове основал в 1514 году Диего Веласкес де Куэльяр. Время наиболее бурного развития города - XVIII и XIX века. В свое время Тринидад был самым крупным в мире центром по производству сахара. Город богател не только за счет экспорта, но и за счет контрабанды и работорговли. Улицы мостили булыжниками, служившими балластом для парусников. На обратном пути в Европу и Америку корабли уже были загружены сахаром. После упразднения рабства окрестные плантации сахарного тростника лишились дешевой рабочей силы, и город постепенно потерял свое значение. К тому же единственным путем общения с окружающим миром были море и городской порт. Лишь в 1919 году сюда протянули железнодорожную ветку, а в 1950-е годы построили дорогу для автомобилей. Эта необыкновенно долгая изоляция имела одну положительную сторону, колониальная архитектура старого города сохранилась в неизменном виде до наших времен. В 1988 году Тринидад был занесен в список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Характерной чертой Тринидада являются чугунные и деревянные решетки на высоких окнах домов. Другие отличительные особенности города спорны. Например, здешние мужчины считают, что Тринидад славен весьма болтливыми женщинами. На углах улиц из мостовой торчат столбики, их ставили, чтобы защитить пешеходов и фасады от повозок. Возможно, здешние кучера были первыми в истории лихачами. Тринидад ошеломляет подлинной колониальной атмосферой, как будто время в городе остановилось. Спешка здесь выглядит бессмысленной. Мы жадно впитываем эту атмосферу, чтобы хоть часть ее забрать с собой.
Кубинцы не отказывают себе в сигарах и кофе, но, несмотря на это они нация долгожителей. Островитяне принимают жизнь такой, какая она есть, не жалуются, не горюют по пустякам, не стремятся разбогатеть любой ценой. Этому внутреннему покою можно только позавидовать, у нас другой менталитет.

Вокруг Тринидада раскинулся край, называемый Валле де Лос Ингениос, т.е. долина сахарных заводов. Место названо так в честь 50 сахарных заводов, которым Тринидад был обязан своим развитием в XIX веке. Одно из последних напоминаний о былом благополучии - башня Торре де Иснага над самой большой плантацией сахарного тростника XIX века. Похожие сооружения играли роль сторожевых вышек, с которых велось наблюдение за рабами. С 50-метровой высоты надзиратели видели всю плантацию и могли предупредить стражников о пожаре, бунте или побеге рабов. Невольники не могли рассчитывать на милость, их труд был фундаментом благополучия прежней Кубы. До отмены рабства в 1880 году на остров было привезено около полутора миллионов африканцев, в основном с территории современных Конго и Анголы. Рабы трудились в нечеловеческих условиях, любое неповиновение жестоко каралось. Этим людям кубинский сахар вовсе не казался сладким.
Куба до сих пор остается сахарным островом. После революции власти пытались заменить монокультуру другими растениями. Однако, сахар так и остался одним из главных предметов экспорта. Площади, на которых выращивают сахарный тростник, занимают более миллиона гектаров. При уборке тростника используются специальные машины, но не везде это возможно. Там, где нельзя проехать, единственным орудием остается мачете, а уборка происходит в точности так, как и в XIX веке. Для производства одного килограмма сахара необходимо около трех килограммов тростника. Производительность зависит от многих факторов: времени уборки, погоды, влажности. Тростник надо убрать сразу, как только растение созреет и достигнет соответствующих размеров. Чем позднее снимают урожай, тем позднее в тростнике сахара. Из-за недостатка машин у плантаторов возникают проблемы не только с уборкой урожая, но и с его транспортировкой. В 1990 году, когда Куба получала субсидии от Советского Союза, было произведено почти 8 миллионов тонн сахара. В настоящее время производится всего 2 с лишним миллиона тонн. Однако, экспорт сахара и произведенного из тростника рома, все еще обеспечивает солидное поступление валюты в гос.бюджет.