Наскальные рисунки Тамгалы-Тас на реке Или
Продолжительность – 8 часов
Предварительный заказ – за 24 часа
Сезонность – круглогодично
Программа экскурсии:
Переезд: Алматы – город Капчагай – Капчагайское водохранилище – река Или – урочище Тамгалы-Тас (125 км, 2 часа). Осмотр наскальных изображений Будды в урочище Тамгалы-Тас. Прогулка в окрестностях, подъем на скалу доминирующую над рекой, восхищение открывшейся панорамой реки Или, извивающейся лентой и уходящей на север. Спуск к реке. Пикник. Возвращение в город Капчагай и далее на бутафорию «древнего» деревянного города, сооруженного к фильму Кочевник. Осмотр бутафории «древнего» деревянного города на фоне реки Или и окрестных гор. Переезд в Алматы (105 км, 2 часа)
Урочище Тамгалы-Тас (Писаные скалы) на реке Или
На берегу реки, там, где высокие, вертикальные скалы
подходят к воде находятся изображения. На них - Будды, запечатленные в
позах для молитвы и созерцания. Рисунки датируются XIV – XVI веками.
Всего 18 скал со знаками, в том числе три Будды на одной скале и два на
других.
Одним из первых с научными целями посетил Тамгалы-Тас в
конце XIX века востоковед Н.Н. Пантусов. До него в 1856 году был
исследователь Ч. Валиханов, но он только сделал зарисовки Будд и записей
не оставил.
Надписи были расшифрованы чиновником генерал-губернатора
города Верный (так ранее назывался город Алматы) большим знатоком
восточных языков Н.Н. Пантусовым еще в 1989 году. По упоминавшимся в
надписях фамилиям исторических личностей он установил возраст
изображения. Оно было нанесено около 500 лет тому назад – во время, как
он писал «тибетского нашествия».
Существует легенда о происхождении рисунков Будды. Недалеко
от Алматы в урочище Тамгалы-Тас через реку Или находился брод. Брод
образовался из гряды камней, пересекающих реку. По которым опытные люди
благополучно переправлялись на другой берег такой многоводной и широкой
реки, как Или. Какое важное событие произошло и что заставило буддийских
пилигримов надолго остановиться здесь? Может быть, на их глазах
случилось землетрясение и обрушились скалы?
Существует легенда, которая повествует о происхождении
рисунков Будды. Землетрясение произошло во время подхода каравана к
реке. Большие камни с вертикальных 50 метровых скал на глазах у
пилигримов падали в воду и образовывали проход. Как в сказке на глазах у
героев возник мост. Караванщики восприняли это как божественный знак.
Следы разрушительного землетрясения и остатки моста действительно можно
видеть и сегодня.
На центральной вертикальной скале размером 6 на 8 метров в
середине изображен Бодхисаттва Арья Авалокитешвара. Ему посвящена мантра
ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Он высотой 2,5 метра , сидит в алмазной позе на
цветке лотоса с четырьмя руками. Передняя пара рук сложена для молитвы, в
правой задней – он держит хрустальные четки, а в левой - цветок лотоса с
длинным стеблем. На голове корона. Бодхисаттва украшен серьгами,
ожерельями, браслетами. Все они имеют по три драгоценных камня.
Возле него – надпись переводимая: «Покланяюсь святому Авалокитешваре».
Справа от него на высоте четырех метров - Будда Шакьямуни размером 1
метр с надписью: «Поклонюсь Будде Шакьямуни». В левой руке у него чаша
для подаяния, правая опущена вниз ладонью к себе. Этот жест призывает
Землю в свидетели.
Слева – бурхан Мангла божество врачевания. Размер рисунка то же метр.
Он сидит на троне из лотоса, в левой руке держит шкатулку наполненную
лечебным нектаром, а опущенная к низу правая рука ладонью к зрителю в
жесте отдачи держит плод Золотого миробалана.
Это растение – «индийский миндаль», дерево – пагода, царь
всех лечебных препаратов от психических и физических недугов. Снизу
подпись: «поклоняюсь будде Мангла». Слева от центральной скалы на
огромном камне – учитель Нагарджуна с семью змеями над головой.